Петрозаводская еврейская религиозная община
На рубеже 60 - 70-х годов XIX в. определенная категория евреев получила право жить в нашем городе. Однако потребовалось более 30 лет настойчивых усилий, чтобы Петрозаводская еврейская община была официально признана. Только 1 февраля 1901 г. департамент духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел (именно в его ведении находились эти дела) разрешил "проживающим в г. Петрозаводске евреям открыть в означенном городе молельню под условием избрания сими евреями для себя особого раввина из лиц, имеющих право на занятие таковой должности, и учреждения при этой молельне хозяйственного правления". 22 февраля олонецкий губернатор А.В. Левашев приказал петрозаводскому полицмейстеру объявить об этом евреям города и произвести выборы хозяйственного управления. Его указание о правилах производства выборов настолько любопытны, что имеет смысл привести их с возможной полнотой:
1) Предварительно выборов должны быть составлены подробные списки всех проживающих в г. Петрозаводске не менее одного года евреев, имеющих право на участие в выборах;
2) право на участие в выборах имеют вносящие на нужды молельни не менее 5 руб., кроме того, не моложе 25 лет от роду, не опороченные по суду и не состоящие под следствием и судом;
3) всякий, принимающий участие в выборах, при входе в избирательное собрание должен быть снабжен каким-либо знаком или билетом на получение баллотировочного шара, последнее необходимо в устранение участия несколько раз в производстве выборов одного и того же лица;
4) кандидаты на должности членов хозяйственного правления намечаются предварительно записками избирателей и затем получившие наибольшее число по запискам голосов подлежат баллотировке, в случае неимения заявления об отказе со стороны предложенных в кандидаты;
5) баллотировка каждого предложенного кандидата должна быть произведена закрытой подачей голосов, причем на каждом избирательном ящике должно быть ясно обозначено, кто именно баллотируется; о том же следует предупредить каждого из избирателей пред тем, когда он будет подавать свой голос путем опускания шара в избирательную урну. Выданные избирателям билеты на получение избирательных шаров при этом отбираются;
6) о всех действиях при производстве выборов должен быть составлен особый акт за подписью присутствовавших при выборах и принимавших в них участие, последние подписи должны быть надлежащим образом заверены;
7) все выборное производство: должно быть представлено мне вместе с протестами на выбор в случае поступления таковых". Все расходы на производство выборов: составление списков,изготовление билетов, наем помещения для избирательного собрания и т.п. относятся на счет участников собрания.
4 марта 1901 г. выборное собрание состоялось. Проходило оно в здании городской думы на Мариинской улице (теперь на этом месте - здание Министерства внутренних дел) под наблюдением городского полицмейстера. Надо отметить, что выборы прошли при очень активном участии избирателей. Из проживавших в городе мужчин (121 человек) право участвовать в выборах имели 38 человек, явились на выборы 35 человек. Было избрано 6 членов правления и 3 кандидата. Членам нашей общины будет, наверное, интересно знать, что только один избранный член правления был старше 60 лет (купец Давид Тейхерт). Все остальные - молодые или средних лет мужчины: купец Рафаил Кац - 30 лет, портной Исаак Мессель - 33 года, торгующий мещанин Зорух Парийский - 31 год, Абрам Карпович - 38 лет, портной Израиль Беренштейн - 43 года, красильщик Иосиф Мешель - 48 лет, портной Лейб Альшиц - 52 года. Избранный в кандидаты часовщик Нахим Ольбрис имел от роду всего 28 лет.
Главным делом правления стал сбор средств на строительство синагоги. Он шел не так быстро, как хотелось бы: в основном жившие в городе евреи были не очень богатыми людьми. И тем не менее дело продвигалось. На улице Малой Слободской строилась еврейская синагога. Открыта она была в 1904 г. В субботу 28 августа 1904 г. евреи Петрозаводска праздновали начало нового года (1 Тишрея 5665 г.) в новой синагоге.
Избрание хозяйственного правления не означало, однако, что в городе окончательно оформилась еврейская религиозная община. Для полноценного существования общины необходим был избранный всеми ее членами раввин. Выборы раввина состоялись 3 марта 1902 г. Большинством голосов был избран Рафаил Гиршевич Кац. Его отец Гирш Кац - из николаевских солдат, после увольнения с военной службы получил право жить в нашем городе. Занимался он торговлей, мелким предпринимательством, имел спичечный завод в Петрозаводске и выбился из мещан в купечество.
Одним из условий для кандидата в раввины было обладание определенным образовательным цензом. Но, как оказалось, это условие выполнить в полной степени местная община не могла. Как отмечало собрание в своем обращении в Олонецкое губернское собрание, "избрать на должность раввина лицо, имеющее образовательный ценз, оказалось невозможным, так как имеющих по закону право занять эту должность оказалось лишь одно лицо - доктор С.Б. Хазен, который категорически отказался ввиду того, что он обременен служебными обязанностями по должности в земстве". Эта несколько замысловатая фраза означала лишь то, что доктор Хазен служил врачом в земской больнице. Р.Кац перед прочими участниками собрания имел то преимущество, что целых три года учился в Олонецкой губернской гимназии. Наверное сыграло роль и то обстоятельство, что по сравнению с другими членами общины он был достаточно состоятельным человеком и кроме того имел первую и единственную в городе частную типографию "Северная скоропечатня". Губернские власти, а затем и Министерство внутренних дел согласились с выбором петрозаводских евреев, и Рафаил Кац был утвержден казенным (или общественным) раввином местной еврейской общины.
Избранием раввина завершился процесс образования Петрозаводской еврейской общины. У евреев нашего города появился собственный молитвенный дом - синагога, и они получили, наконец, возможность, как все прочие граждане города, иметь законные метрические свидетельства, чего были лишены до образования общины.
К большому сожалению мы не знаем, как жила еврейская община после смерти Р.Каца (4 октября 1918 г.). В известных нам архивных документах никаких сведений на этот счет нет, а архив самой общины, если он был, скорее всего сгорел вместе с синагогой (пожар случился, видимо, в 20-х гг., впрочем точную дату пока установить не удалось). Стоит, пожалуй, отметить, что никакого официального документа о ликвидации общины нет, она как бы сама прекратила свое существование в пору яростной борьбы с религией.
Петрозаводская еврейская религиозная община воссоздана и вновь зарегистрирована 4 апреля 1997 г. В настоящее время при ней действует синагога, издается ежемесячная газета "Общинный вестник".
Генделев Давид Захарович,
ст. научный сотрудник
Национального архива
Республики Карелия
2002 г.