Олонецкий губернатор Григорий Григорьевич Григорьев
Григорий Григорьевич Григорьев - жил и работал в Олонецкой губернии на должности губернатора в течение 20 лет с 1870 по 1890 гг. История жизни этого человека полна интриг и тайн, неразгаданных и поныне.
Тяжелым грузом лежала на плечах Г.Г.Григорьева тайна его рождения. Отец Григория Григорьевича - граф Григорий Владимирович Орлов, из рода тех самых знаменитых Орловых, активных участников дворцового переворота 1762 г., возведшего на престол Екатерину II. Он получил блестящее образование, свободно владел французским, немецким, английским языками, был членом Московского университета, С-Петербургской, Неаполитанской и других академий наук. Граф занимал важные государственные должности, а к 35 годам был уже сенатором.
Григорий Владимирович женился по любви в 1800 г. на дочери графа И.П.Салтыкова, Анне Ивановне. К сожалению, из-за слабого здоровья Анны Ивановны детей в браке супруги не имели.
В 44 года Григорий Владимирович, будучи проездом в Варшаве, встретил девушку, Марию Кос. Она была юна, хороша собой и граф увлекся. Итогом этого романа было рождение у Марии Кос 14 сентября 1819 г. незаконнорожденного сына Григория. Через год после рождения ребенка Мария Кос была выдана замуж и уехала в С.-Петербург, оставив сына на воспитание его отцу. Больше эта женщина с сыном никогда не встречалась.
Четыре года мальчик жил в семье графа Григория Владимировича. В 1824 г. был перекрещен из католической, к которой принадлежал, как и его мать, в православную веру под фамилией Орлов.
Вскоре, в возрасте 49 лет, Григорий Владимирович скоропостижно скончался, не оставив завещания и документов о признании своего сына Григория.
После смерти отца Григорий Григорьевич воспитывался под покровительством своего деда, Владимира Григорьевича Орлова в аристократическом пансионе Журдана в С.-Петербурге.
В 1834 г., уже после смерти В.Г.Орлова, наследники графа объявили Григорию Григорьевичу свое желание приписать его к сословию купцов и сменить фамилию Орлов на фамилию Григорьев, фактически лишив его родовой фамилии и надежды на какое-либо обеспечение в будущем.
В 1836 г. Григорий Григорьевич, опять-таки по желанию родственников, стал студентом императорской медико-хирургической Академии, по окончанию которой был определен ординатором в Мариинскую больницу для бедных. Но карьера врача не привлекала Григория Григорьевича, он оставляет место в больнице и в 1847 г. поступает на службу в канцелярию военного министерства.
Именитые родственники не решались прервать свои отношения с Григорием Григорьевичем, еще были живы люди, знавшие тайну его рождения, хотя все документальные свидетельства были уничтожены. Однако денег из громадного состояния Орловых Григорий Григорьевич получил не так уж и много, в течение 60 лет ему было выплачено 37 750 руб., то есть по 629 руб. в год. Не давать совсем ничего, видимо было весьма конфузно. Горькая обида на родственников сохранится у Григория Григорьевича на всю жизнь.
К 1870 г., когда Г.Г.Григорьев был назначен олонецким губернатором, он стал уже опытным администратором с широкими, демократическими взглядами, за 23 года служебной деятельности прошедший путь от рядового служащего канцелярии военного министерства до действительного статского советника. Как могло случиться, что Г.Г.Григорьев, числившийся купцом 3-й гильдии, занял должность губернатора? Эту загадку еще предстоит разрешить, но так или иначе 7 июля 1870 г. Г.Г.Григорьев вступил в управление Олонецкой губернией. Ему достался обширный край, далеко отставший в общественном и экономическом развитии от других областей Российской империи.
Отношение к новому губернатору в Петрозаводске было очень сложным, чиновники, внимательно следя за каждым шагом нового начальства, приходили к выводу: уж они-то все сделали бы и лучше, и быстрее, и результатов было бы больше. А новый губернатор, решительно пресекая все попытки со стороны местных чиновников дискредитировать его, начал свою деятельность с изучения Олонецкой губернии, посетив не только города, но и глухие деревни. Он интересовался обычаями и традициями, характером и деятельностью населения, богатствами местной природы. Подобные поездки губернатор Григорьев совершал регулярно, причем не замедляли появляться и результаты ревизий. Уже после первой поездки по губернии в 1870 г. были прекращены злоупотребления по управлению казенными лесами, установлен постоянный контроль за деятельностью полиции и начались мероприятия по улучшению сельского хозяйства. При нем состоялся в Олонецкой губернии сельскохозяйственный съезд, на котором Г.Г.Григорьев лично председательствовал и руководил разработкой мер, необходимых для проведения улучшенной культуры землепашества.
Много забот приложил Г.Г.Григорьев во время периодических неурожаев в губернии, неоценимы его заслуги по отысканию способов удешевления хлеба и обеспечения населения продовольствием.
Новый губернатор сумел в короткий срок, в пределах установленных законом, внести полное согласие в деятельность правительственных, земских и городских учреждений, в то же время внушить должное уважение к власти губернатора.
В дальнейшем, по его инициативе была реорганизована земская медицинская служба, построены 7 новых больниц с аптеками, в три раза увеличилось число земских врачей, началось оспопрививание.
Большое внимание уделял Г.Г.Григорьев народному образованию. По его ходатайству в г.Вытегре была открыта учительская семинария, городское училище в г.Повенце, начали снова работать 33 образцовых школы, 111 земских и 62 церковно-приходских, число учащихся увеличилось в 2 раза.
Г.Г.Григорьев заботился и об открытии благотворительных учреждений и богоугодных заведений. При нем были открыты: Александровский приют инвалидов в г.Петрозаводске, общество вспоможения бедным в с.Ладве, благотворительные общества в городах Петрозаводске, Каргополе, Вытегре, богадельня для престарелых и приют для малолетних в Каргополе.
Дороги всегда были большой проблемой для России, точнее проблемой было почти полное их отсутствие. Поэтому с самого начала своего губернаторства Г.Г.Григорьев распорядился о строительстве дорог и путей сообщения, которые были предметом его особых забот. Так, по его ходатайству было произведено гидрографическое описание Онежского озера, установлены водомерные пункты, построена на протяжении 197 верст почтовая дорога от г.Повенца до Сумы, проведена телеграфная линия в города Олонец, Пудож, Повенец и оттуда в Сумский Посад; проложены проселочные дороги протяженностью 1000 верст. Для облегчения следования богомольцев в Соловецкий монастырь, при личном содействии Г.Г.Григорьева было установлено регулярное пароходное сообщение между Сумским Посадом и монастырем. По его же инициативе регулярное пароходное сообщение по Онежскому озеру связало города Повенец, Пудож, Вытегру и с.Вознесенье.
Во многих местностях, по ходатайству губернатора открылись почтовые станции для приема корреспонденции, а в Петрозаводске впервые начали принимать международную корреспонденцию.
По личным указаниям губернатора было произведено распланирование многих селений и намечены противопожарные меры.
Общественное благоустройство при губернаторе Г.Г.Григорьеве выразилось в строительстве многих прекрасных зданий и общественных сооружений, таких как новый кафедральный собор и Екатерининская церковь, памятник Петру I и первый в России памятник Александру II работы скульптора И.Н.Шредера в г.Петрозаводске; каменный собор в г.Вытегре; новые больницы в городах Повенце, Вытегре, Пудоже и многие другие.
По инициативе Г.Г.Григорьева начались планомерные научные исследования края, он распорядился составить программу для медико-топографического и статистическо-санитарного описания Олонецкой губернии. За 20 лет управления губернией Г.Г.Григорьевым здесь побывало более 100 ученых, начала выходить обширная литература по истории, этнографии, геологии, статистике Олонецкой губернии.
Его попечением были основаны первые метеорологические станции и общественные библиотеки в Петрозаводске, Повенце, Пудоже.
При нем производилось изучение минеральных богатств и осуществилось геологическое исследование обширнейшего Повенецкого уезда Олонецкой губернии, представляющего большой интерес по характеру горных образований.
С целью более наглядного изучения бытовой жизни, естественных богатств и производительной деятельности Олонецкой губернии, по инициативе Г.Г.Григорьева был основан в г.Петрозаводске Естественно-промышленный и историко-этнографический музей.
Как опытный администратор Г.Г.Григорьев широко смотрел на дело возрождения русского севера. Он предвидел, что от развития русской промышленности на севере будет зависеть уровень благосостояния людей, живущих здесь. Наиболее быстрым и удобным путем удовлетворения нужд края было воплощение в жизнь идеи Петра I о строительстве водного пути, соединяющего Онежское озеро с Белым морем. Чем больше Г.Г.Григорьев изучал этот вопрос, тем больше уверенности появлялось у него в возможности осуществления проекта. При изучении проекта Беломорского канала Г.Г.Григорьев поднял и другой важный, государственного значения вопрос о строительстве военного порта в незамерзающих бухтах Ледовитого океана. Изложенные в отчете государю соображения Г.Г.Григорьева по этому поводу привели к организации по распоряжению Александра III экспедиции для исследования бухт, а в дальнейшем к выделению кредита для начала строительства Беломорского канала. К сожалению, очередная русско-турецкая война помешала осуществлению этого проекта, перестали поступать деньги и строительство прекратилось в самом начале.
Результаты 20-летнего управления губернией Г.Г.Григорьева весьма положительно сказывались на жизни населения, повышался уровень благосостояния. Неизведанный, дикий, суровый край начал постепенно представать перед Россией, вызывая удивление, даже восхищение красотой и природными богатствами. Посетивший в июне 1880 г. Олонецкую губернию министр государственных имуществ князь Ливен весьма положительно отзывался о деятельности Г.Г.Григорьева: ": заботливость Григория Григорьевича о вверенной ему губернии изумительна, везде и во всем видны следы ее, что делает ему особенную честь".
Изменения в жизни губернии естественным образом отразились на отношениях Г.Г.Григорьева с чиновничеством и местным населением, отчуждение и неприятие сменились искренним уважением и дружбой.
По отзывам современников Г.Г.Григорьев был не только гуманным администратором, но и человеком в высоком смысле этого слова, который всегда и всем, будь это частное лицо или правительственное учреждение, старался быть полезным. ":Рабочий кабинет его постоянно, во всякое время дня, а в экстренных случаях и ночью, был открыт для лиц, имеющих к нему действительную надобность:". Будучи человеком, очень трудолюбивым, он умел втягивать в работу и других.
Долговременное управление Г.Г.Григорьева Олонецкой губернией было ознаменовано посещением высочайших особ и многих российских министров. Так в 1870 г. Олонецкую губернию посетил великий князь Алексей Александрович, в 1878 г. - великие князья Сергей и Павел Александровичи, Константин и Дмитрий Константиновичи, в 1884, 1886, 1887 гг. - великий князь Владимир Александрович. Затем губернию в разное время посещали министры: путей сообщения Посьет и Гюббенет; государственных имуществ стас-секретарь Валуев, князь Ливен и действительный тайный советник Островский; народного просвещения - граф Толстой и внутренних дел - действительный тайный советник Маков.
За деятельную службу Г.Г.Григорьев был награжден многими орденами: в 1863 г. - Св. Анны 2-й степени, в 1866 г. - Св. Владимира 3-й степени и Св. Станислава 1-й степени, в 1872 г. - Св. Анны 1-й степени, в 1878 г. - Св. Владимира 2-й степени, в 1884 г. - Белого Орла. Ему многократно объявлялись высочайшие благодарности "за ревность и усердие по развитию действий Петрозаводского благотворительного общества и общества спасания на водах...".
В 1873 г. Г.Г.Григорьеву было пожаловано дворянское достоинство, а в 1875 г. - чин тайного советника. К концу своей служебной деятельности в Олонецкой губернии Г.Г.Григорьев стал почетным членом многих обществ: императорского минералогического общества, императорского общества распространения охоты, почетным гражданином всех городов Олонецкой губернии и почетным мировым судьей почти во всех уездах губернии, членом попечительства детских приютов, благотворительного общества и общества спасения на водах.
Г.Г.Григорьев был не только талантливым руководителем, он был счастливым человеком. Первая жена Г.Г.Григорьева, дочь князя Одоевского Мария Ивановна, умерла рано в 1860 г., оставив безутешному мужу 2 детей: двухлетнюю дочь Ольгу и, только что родившегося сына Александра. Время лечит раны. В Петрозаводск Г.Г.Григорьев приехал уже со второй женой - Елизаветой Владимировной, дочерью потомственного дворянина Савельева. От второго брака у Г.Г.Григорьева было тоже двое детей: сын Владимир и дочь Вера.
В начале 1890 г. Г.Г.Григорьев был назначен членом Совета при министре внутренних дел. Новая должность требовала переезда в С.-Петербург. Все уездные города губернии прислали на прощание Г.Г.Григорьеву адреса, в каждой строчке которых было видно искреннее, сердечное сожаление о гуманном администраторе, оставлявшем свой пост: "...Григорий Григорьевич ... был и есть человек с добрым сердцем, добрый, отзывчивый на всякое благое дело, на всякое горе. ... Обширный край долго сохранит добрую память о своем правителе, потрудившемся с пользой для его населения и связи с местными нуждами, всегда заботившемся о делах общегосударственного значения:". На прощальном обеде по случаю отъезда Г.Г.Григорьева в С.-Петербург вице-губернатор М.Ф.Страховский в своей речи, говоря о заслугах губернатора, особо отметил благотворную деятельность супруги Г.Г.Григорьева - Е.В.Григорьевой: ": Елизавета Владимировна была достойной помощницей ему в трудах. Состоя попечительницей женской гимназии и детского приюта и председательницей благотворительного общества, она усердно заботилась о развитии женского образования и помощи бедным".
Губернатора провожал почти весь город, пристань была переполнена народом. Пароход "Свирь", на котором Г.Г.Григорьев отбывал из Петрозаводска, вынужден был отойти с часовым опозданием, чтобы дать возможность проститься с бывшим губернатором.
Недолго прожил Г.Г.Григорьев после своего отъезда, он умер 6 марта 1899 г. в Италии в возрасте 80 лет.
Вдовинец Елена Валентиновна,
сотрудник
Национального архива Республики Карелия
2002 г.