9 мая 1945 года: как это было
60 лет назад 8 мая 1945 года в Берлине произошло подписание Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, по которому прекращались военные действия. Это означало, что самая кровопролитная война 20 века закончилась. В тот же день вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 9 мая Праздником Победы, о чем было объявлено по всей стране в 2 часа 10 минут ночи через репродукторы. Этого сообщения ждали, многие не спали в эту ночь. Люди еще не до конца верили, что весь ужас войны остался позади.
Несмотря на то, что вся территория Карелии была освобождена еще в 1944 году, вести о капитуляции гитлеровской Германии ждали с таким же нетерпением. "Ленинская правда", вышедшая на следующий день, так описывала 9 мая в Петрозаводске: "В эту ночь репродукторы не выключались. И когда в 2 часа 15 минут заговорила Москва, сон мигом слетел с глаз... Этого часа ждали почти 4 года. И все же весть о победе показалась неожиданной... Поцелуи, объятия, нескрываемые слезы: Кто был в этот час на улицах Петрозаводска, явился свидетелем и участником бьющего через край ликования народа. Кто бы тебе ни встретился, знакомый или незнакомый, каждый говорил: "С победой, товарищ!..".
В половине второго дня на центральной площади Петрозаводска (центральной в то время была площадь Ленина) собралось около 20 тысяч петрозаводчан. Начался митинг. Выступали бывший тогда секретарем горкома партии Ю.В. Андропов, секретарь ЦК КП(б) Карело-Финской ССР Г.Н. Куприянов, председатель Совнаркома республики П.С. Прокконен. Все отмечали, какой ценой досталась победа, каким количеством жертв. Благодарили воинов Красной Армии и тружеников тыла. Вспоминали погибших в боях и замученных в лагерях. Говорили о предстоящем восстановлении страны. Но, несмотря на горечь утрат, чувство радости переполняло сердца людей. Выступали многие, всем хотелось выразить свои чувства. После митинга начался концерт и танцы, которые продолжались до глубокой ночи. А в 21.00 на всю страну прозвучало обращение Сталина к народу к народу и Приказ Верховного Главнокомандующего " По войскам Красной Армии и Военно-Морскому Флоту" об окончании войны и о салюте из тысячи орудий в честь доблестной Красной Армии и Военно-Морского флота, который должен был состояться в 22 часа по московскому времени. В Петрозаводске тоже был салют. Орудий для него было не так много, как в Москве, но и этого было достаточно для всеобщего веселья.
Весть об окончании войны очень быстро распространилась по территории Карелии. В Кеми уже ночью прошли митинги на лесобирже, депо, лесокомбинате. К утру улицы города были празднично украшены. В 12 часов дня на проспекте Ленина состоялся общегородской митинг.
В Беломорске народ собрался у лесозавода № 2. Большую часть населения в городе, как и во всей республике на тот момент, составляли женщины. Без их самоотверженного труда в тылу победы могло бы не быть. Вот что говорила на митинге стахановка лесозавода Быкова Ирина Ивановна: "Мы, женщины, заменили мужчин, ушедших на фронт. Наши женщины и девушки упорно овладевали новыми специальностями, с честью справлялись с возложенными на нас задачами. Нам теперь нестыдно будет встречать своих мужей и братьев, отцов и сыновей, возвращающихся с фронта, ибо мы своим самоотверженным трудом помогли завоевать полную победу, приблизить радостный час торжества...".
В городе, в селах Сумпосад, Нюхча, Колежма до позднего вечера длилось народное гуляние.
В Спасскую губу, которая в тот момент была районным центром, с 7 часов утра прибывали колхозники близлежащих сел и деревень с красными флагами. Май 1945 года, по-видимому, в Карелии был нетеплым. Озера еще не вскрылись. Поэтому колхозники, чтобы услышать весть о капитуляции Германии из достоверных источников, добирались до районных центров по льду озер.
В Олонце и Олонецком районе митинги прошли с трех часов ночи до восьми часов утра уже во всех колхозах. Очевидец так описывает эти события: "На шоссе Олонец - Ильинское протяженностью 15 км всю ночь не прекращалось движение. Колхозники переходили из деревни в деревню, встречные потоки людей направлялись дальше вместе. Гремели песни победы, демонстрации с красными знаменами шли по всем направлениям. Их никто не организовывал. Люди шли одушевленные одной мыслью, одним стремлением показать свою силу любви и преданности Родине...".
В Шуе также состоялся праздник. Корреспондент местной газеты описывал его так: "Лужайка около здания сельсовета запестрела яркими платками женщин, нарядными девичьими платьями. Здесь собрались колхозники Шуйских колхозов, сплавщики, работники МТС. Баян играет задорную плясовую. И вот уже молодые и старые пустились отплясывать кадриль. Подходят все новые и новые люди, поздравляют друг друга с победой". Здесь же рождались первые стихи, посвященные победе. Их читал 65-летний колхозник Василий Алексеевич Климкин. Стихи, может, были не очень складные, но они шли от души:
"Станем, братцы, веселиться,
Славой воинов гордиться,
И Советы прославлять,
Мы и немцев усмирили,
Всюду стала тишина,
Наш народ себя прославил,
И окончилась война".
Поэта наградили аплодисментами.
В поселке Лоухи 9 мая с утра началась сильная вьюга и снегопад. Но, несмотря на непогоду, и в этот районный центр шли люди. Народное гуляние продолжалось целый день. В самые отдаленные места района выехали агитаторы.
Митинги и гуляния прошли в Кондопоге, Медвежьегорске, Ухте, Шелтозере и в других районных центрах. Народ толпился у репродукторов, боясь пропустить что-то важное. На следующий день или через день в районах вышли районные газеты. В каждой газете на первом листе был опубликован портрет Верховного Главнокомандующего товарища Сталина. Победа в войне неразрывно связывалась с этим именем. Почти в каждой газете были размещены обращения, письма, телеграммы в адрес И.В. Сталина, принятые на митингах 9 мая. Печатался полный текст Акта о безоговорочной капитуляции, Приказ Верховного Главнокомандующего по армии и флоту, а также Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 9 мая всенародным праздником. Теперь жители самых отдаленных районов КФССР, которые не смогли добраться до крупных населенных пунктов, были оповещены о самом важном и долгожданном событии весны 1945 года.
Суржко Ольга Игоревна,
сотрудник Национального архива Республики Карелия.
2005 г.