Автобус в Петрозаводске. К 80-летию регулярных автобусных перевозок в столице Карелии
До начала прошлого века единственным городским общественным транспортом Петрозаводска были извозчики – легковые и ломовые. Ожидая пассажиров, извозчики обычно стояли у Гостиного двора или на пристани.
Согласно отношению петрозаводского полицмейстера В. Лысанова в 1911 г. извозчики города были поделены на два разряда "для поощрения лучших выездов" - в первый вошли извозчики с лучшей упряжью и лошадьми, а во второй с худшими, по разрядам устанавливалась такса проезда. Для отличия извозчики 1-го разряда должны были иметь на шапке установленную ленту. Чтобы извозчики не могли больше завышать цены за свои услуги, оправдываясь повышением цен на сено и овес, была повышена и такса платы за проезд, свыше которой брать плату запрещалось.
В перевозках между городами первенство тогда держали тот же гужевой транспорт – земская почта и, в конце XIX – начале XX веков, - пароходы.
В 1901 г. компанией во главе с управляющим Важинским пароходством И.А. Маминовым была предпринята попытка открытия дилижансового сообщения между Петрозаводском и Шлиссельбургом. Хотя их предприятие и было поддержано местной властью, оно не увенчалось успехом.
В июне 1911 г. жители Петрозаводска увидели на дорогах города первый автомобиль. Из Петербурга в Петрозаводск прибыл член С.-Петербургского автомобильного общества полковник Муяки. Все протяжение пути в 450 верст, не считая остановок, полковник проследовал за 42 часа.
Появление автомобиля Муяки явилось событием для Петрозаводска: собралось большое количество людей, многие из которых смогли увидеть новинку техники впервые.
Через несколько лет автомобили появились и у некоторых жителей города. В 1915 г. в собственности горожан было два мотоцикла и один "открытый автомобиль английской системы "Сидлей и Вольслей", принадлежащий мещанке А. В. Тимофеевой. В этот же год неизвестный предприниматель за плату в 1 рубль "катал" на автомобиле всех желающих до Сулажгоры и обратно.
В 1916 г. в Петрозаводск пришла железная дорога. Та как вокзал станции Петрозаводск находился далеко от центра города, на месте современной станции "Петрозаводск-Товарная", направление вокзал-город сразу же стало востребованным в плане перевозок пассажиров. Прибывающих в город и уезжавших из него по железной дороге перевозили извозчики.
Петрозаводской городской думой и впоследствии городским советом рассматривался вопрос об организации какого-либо "механического" транспорта, связавшего бы станцию с городом и положившего конец монополии извозчиков. Предлагалось организовать трамвайное либо автомобильное сообщение.
26 апреля 1918 г. частный перевозчик Иван Артемьевич Маминов сотоварищи организовал "автомобильное движение" между вокзалом и городом.
Данное предприятие, видимо, прожило недолго, поскольку в конце мая один из его организаторов просил исполком Петрозаводского совета выделить спирт для составления смеси из денатурированного спирта и бензина, на которой автобус мог бы ходить дальше. Просьба была продиктована отсутствием бензина на Петрозаводском складе товарищества братьев Нобель. Однако Врачебная комиссия в просьбе отказала, так как спирт, находившийся на ее складах, не подходил для использования для работы двигателя автомобиля.
Хотя исполком приказал Олонецкой губернской врачебной комиссии выделять по одному ведру спирта в день в течение месяца, о дальнейшем существовании линии сведений найти не удалось (скорее всего, оно прекратило свое существование - в 1918 г. многие частные автомашины были реквизированы государством, Бюро автомобильного транспорта при Олонецком губернском совете народного хозяйства 25 октября 1918 г. просило Олонецкий губернский совет реквизировать автомобиль-омнибус "Бюссин" и полугрузовик у гражданина Маминова).
Следующая попытка организовать пассажирское автомобильное движение в городе относится к концу 1920-х гг. На этот раз она оказалась удачной.
В 1926 г. в городе осуществлялись автомобильные перевозки пассажиров со станции Петрозаводск до центра города, но движение было нерегулярным.
В сентябре 1927 г. Дорожный отдел Центрального коммунального хозяйства получило из Америки 4 автобуса "Грейхам Додж". Они были специально приспособлены для езды по плохим дорогам при полной нагрузке.
Автобусы были рассчитаны на 14 пассажирских мест. Максимальная скорость, которую они развивали - 60 км в час. Однако в статье в газете "Красная Карелия", посвященной получению этих автобусов отмечалось, что в "наших условиях автобусы смогут развивать скорость не более 30 км в час".
Их получение позволило открыть внутригородские и пригородные перевозки в Петрозаводске и близлежащих пригородах.
1 декабря 1927 г. был открыт первый регулярный маршрут автобуса. Движение осуществлялось по маршруту: Гостиный двор – пр. К. Маркса – пр. Ф. Энгельса – пр. Ленина – шоссе Первого Мая – железнодорожный вокзал пять раз в день до 7 часов вечера.
Автобус представлял собой обычный грузовик с обтянутым черной пленкой кузовом, внутри которого были установлены две скамейки. На первых порах автобус останавливался по требованию пассажира в любом месте по маршруту движения – достаточно было поднятия руки, позже появились оборудованные остановки.
Газета "Красная Карелия" писала: "Весьма минимальная плата за проезд – 50 коп. доступна широким трудящимся массам. Едут по делу, едут и без дела. Садятся только для того, чтобы прокатится. Многие старики попадают в машину впервые за жизнь".
Одним из организаторов автобусного движения в г. Петрозаводске был старейший автомобилист Павел Александрович Кисловский. Первыми водителями автобусов были шоферы Н.Ф. Ильин, М.Ф. Ласточкин, В.А. Митрофанов и А.И. Мухин. В 1929 г. на линии курсировало 2 автобуса.
В период с 1927 по 1929 гг. было открыто и пригородное автобусное движение между Петрозаводском и Пряжей, Педасельгой, Деревянным, Ладвой, Спасской Губой и Эссойлой. Автобусы отправлялись от Гостиного двора.
В уставе организованного в 1930 г. треста "Карелавто" закреплялось, что он имеет своей задачей выполнение в пределах Карельской АССР автогужевых перевозок, связанных в том числе и с перевозкой пассажиров. Городские линии обслуживали 7 автобусов на 141 пассажирское место.
В 1931 г. существовали 2 постоянные линии - вокзал - Гостиный двор и ст. Голиковка - Гостиный двор. Движение осуществлялось примерно раз в час. Были и еще две линии (тогда считались загородными) - до д. Сулажгора и зимняя линия на Соломенное - но движение по ним было непостоянным.
В этом году парк "Карелавто" достиг количества 11 машин, однако на линию выходило ежедневно от 2 до 3 автобусов, так как часть постоянно находилась в ремонте (каждая из них прошла к 1931 г. свыше 50 км каждая, а денег на новые не было).
В октябре 1934 г. трестом коммунальных предприятий была проведена реорганизацию автобусного движения в городе. Были организованы 3 автобусные линии: Зарецкий базар – Гостиный двор – вокзал, Гостиный двор – вокзал, Гостиный двор – ул. Гоголя – Американский городок (в конце современного пр. А. Невского). А в 1935 г. появилась линия до Сулажгоры.
В 1936 г. автобусные маршруты города впервые получили номера. На каждом автобусе были вывешены указатели направление и номер маршрута: № 1– Гостиный двор – вокзал – обслуживало 3 автобуса, № 2 – ул. Гоголя – пр. Урицкого – 2 автобуса и маршрут № 3 – Гостиный двор – Хлебозавод – 1 автобус. Позже к ним добавился маршрут № 4 - пристань – Гостиный двор – Комвуз.
С 13 января 1941 г. было открыто регулярное автобусное сообщение по кольцевому маршруту: Гостиный двор – Перевалочная биржа – Гостиный двор.
Великая Отечественная война и оккупация Петрозаводска прервала автобусное сообщение в городе.
В марте 1945 г. в освобожденном городе было открыто грузопассажирское движение по маршруту: вокзал – город, колхозный рынок, Наркомторг, ул. Герцена, мост у Лобана, кинотеатр "Сампо". Так как в опустошенном войной Петрозаводске не было автобусов для организации пассажирских перевозок, движение осуществлялось двумя газогенераторными грузовыми автомашинами ЗИС-5, оборудованных скамьями и ступенями.
Автобусы в Петрозаводске вновь появились 22 августа 1945 г. Два автобуса (15- и 25-местный) курсировали с 8 часов утра до 22 часов по маршруту: вокзал – пр. Урицкого до конечной остановки у кинотеатра "Сампо". В декабре 1945 г. в городе работало уже 6 автобусов.
Было восстановлено и пригородное автобусное сообщение. Образованная в 1945 г. Петрозаводская межрайонная автобаза организовала перевозки Петрозаводск – Пряжа – Ведлозеро и Петрозаводск – Спасская Губа, а на следующий год в Рыбреку, Ладву и Юркостров.
К 1949 г. на городских линях было уже 30 автобусов и 11 маршрутов, связывавших вокзал с Зарекой, центр с Голиковкой, Сулажгорой, Соломенным, Кукковкой, Перевалкой, деревней Ужесельга.
В феврале 1951 г. на маршруте пр. Урицкого – ул. Гоголя начали курсировать пять новых 18-местных автобусов ГАЗ-651, а в 1953 г. автобусный парк города пополнился автобусами ЗИС-155 и ГАЗ-653. Автобусы обслуживали шоферы: Мельников, Плешков, Марков, Шишикторов и др. В 1958 г. на маршрутах города впервые стали работать автобусы марки ЗИЛ-158. В 1966 г. свой первый рейс на Сортавала рейс совершил автобус ЛАЗ-697.
Вплоть до 1961 г. автобус был практически единственным общественным транспортом в Петрозаводске, лишь с появлением 5 сентября 1961 г. в городе троллейбуса и развитием его сети доминирующее положение автобуса в перевозках по городу постепенно уменьшалось.
Но как средство, связывающее центр города с отдаленными районами, автобус и по сей день является востребованным. В 1963 г. был открыт 10 маршрут автобуса, связавший Перевалку и район ДСК, в 1964 г. - одиннадцатый – Голиковка – Заводская, в 1967 г. автобус пришел в новый микрорайон на Октябрьском проспекте.
Осенью 1968 г. в г. Петрозаводске начало работу первое маршрутное такси. Петрозаводский таксомоторный парк открыл первую очередь маршрутного такси на наиболее оживленной пассажирской трассе Медучилище - завод "Тяжбуммаш". Линию обслуживали два легковых автомобиля "Волга". В 1970-1980 гг. развитие линий маршрутных такси продолжается, их обслуживают микроавтобусы РАФ, а также автобусы ПАЗ-672. К 1990 г. количество линий маршрутного таксомотора достигает шести.
Несмотря на то, что в 1970-1980 гг. работа автобусного парка по обслуживанию пассажиров часто становилась объектом критики – по разным причинам (отсутствие запчастей, топлива, водителей и кондукторов и т.п.) срывались рейсы, в эти годы автобус как вид пассажирского транспорта интенсивно развивается. Открываются новые маршруты (к середине 1980-х гг. число их достигает четырнадцати). В 1971 г. в г. Петрозаводске на линию выходили 109 автобусов. На улицах Петрозаводска появляются сочлененные автобусы "Икарус-180", рассчитанные на 180 пассажиров. На них работали самые опытные шоферы – Е.С. Комиссаров, Г.Н. Капкин, П.Я. Гадов, И.М. Амолайнен. На 8 и 15 маршрутах впервые появляются вместительные автобусы "ЛиАЗ-677".
Также в 1971 г. открылось новое здание автовокзала, откуда отправлялось уже более 20 пригородных и 30 междугородных маршрутов.
В 1972 г. автобусный парк пополнился новыми комфортабельными автобусами "Икарус-250". Эти автобусы открыли новые маршрутные линии Петрозаводск-Ленинград, а также ходили на линии в Кондопогу и Гирвас, а впоследствии и по другим междугородным маршрутам. Новыми машинами управляли опытные водители автоколонны №1126 Е.И. Яковлев, В.И. Наумов, И.А. Василевский и И.М. Черкасов.
Несколько позже на улицах города появились автобусы "Икарус" 260 и 280 модели. Желтые "Икарусы" - "гармошки" и "округлые" ЛиАЗы-677 были широко распространены на улицах города вплоть до конца прошлого века и полностью исчезли в 2003-2004 гг. Для увеличившегося числа автобусов в 1972 г. был построен гараж на 200 машиномест на Путейской улице.
В 1978 г. автобусы пришли на Кукковку, а в 1986 г. - и на Древлянку, в новые жилые районы. В 1970-1980-гг. из Петрозаводска автобусы отправляются более чем в сорок населенных пунктов (не считая промежуточных остановок).
В 1991 гг. развитие автобуса было прервано. Общий кризис начала 1990-х гг. отразился и на деятельности предприятий общественного транспорта Петрозаводска. Прекратило свою деятельность по перевозке пассажиров маршрутными такси Петрозаводское автотранспортное предприятие. Парк автобусов автоколонны 1126 практически перестал пополняться. В интервью газете "Северный курьер" начальник автоколонны М.Ю. Редькин отмечал, что в 1986-1988 гг. ежедневно на линии города отправлялось по сто машин, а в 1991-1992 гг. максимум пятьдесят, да и то не каждый день. 70 % от общего числа автобусов были близки к списанию или уже отслужили свой век. Из-за сокращения парка автоколонна потеряла 277 водителей. Сокращались маршруты, увеличился интервал движения по городу и в пригороды. За год автоколонна 1126 теряла до 12-13 млн. руб.
С 18 июня 1992 г. плата за проезд в городском автобусе и троллейбусе составила 60 коп., а с 16 ноября 1992 г. существующая плата за пользование городским пассажирским транспортом возросла в два раза, вырастая с каждым годом в несколько раз.
Мерами борьбы с негативными явлениями было привлечение на маршруты ведомственного транспорта, закупка подержанных импортных автобусов, возвращение в автобусы кондукторов.
Однако наиболее действенным оказалось привлечение к пассажирским перевозкам частных предпринимателей.
Первые коммерческие перевозчики привлекались к работе по обслуживанию пассажиров с 1992 г. и обслуживали главным образом сообщение центра города с районом Древлянка, куда не ходил троллейбус.
В конце 1990-х на частных маршрутах появились микроавтобусы "Газель", и вскоре стали наиболее характерным явлением жизни города. Сейчас маршрутные микроавтобусы являются самым распространенным видом транспорта, потеснив даже троллейбусы.
В начале XXI века с улиц города постепенно исчезают автобусы 1970-1980 гг. На смену им приходят автобусы новых моделей. В 2005-2007 гг. появляются новые автобусы большой вместимости для пригодных и междугородних перевозок.
Изменяется сеть автобусных маршрутов в городе. Сейчас она насчитывает двадцать восемь маршрутов и позволяет попасть из одного района города в другой практически без пересадки. Появляются и новые линии на пригороде и межгороде (например, маршрут Петрозаводск - Великий Новгород, Петрозаводск - Череповец, Петрозаводск - Кемь - Кривой Порог). Автобус успешно конкурирует с другими видами транспорта, тем более что из Петрозаводска во многие населенные пункты Карелии и России можно добраться только с его помощью.
В следующем году автобус Петрозаводска будет отмечать еще одну знаменательную дату - исполняется 90 лет со дня появления и работы первого пассажирского автобуса-омнибуса в городе. И пускай за эти годы многое поменялось — линии, подвижной состав, технологии работы, главное сохраняется - петрозаводский автобус продолжает развиваться на благо пассажира.
Иллюстрации:
- За рулем автобуса «Грейхам Додж» Н.А. Иванов. г.Олонец, 1927 г.
- Площадь им. С.М. Кирова. г. Петрозаводск, 1957 г. Автор съёмки Перфильев К.Н.
- Проспект им. К.Маркса. г. Петрозаводск, [1961 г.] Автор съёмки Беззубенко П.В.
- Внутренний вид автобуса ЗИС-155 Петрозаводского автопарка. Водитель автобуса Е.Я. Яковлев перед отправкой в рейс. г.Петрозаводск, 1955 г. Автор съемки Перфильев К.Н.
- Петрозаводский автовокзал. Кондукторы перед отправкой в рейс. г.Петрозаводск, 1972 г. Автор съемки Щеглов Е.А.
- Ветеран труда Соколов. г.Петрозаводск, 1977 г. Автор съемки Красильников В.
- На автобусном остановочном пункте. г. Петрозаводск, 1974 г. Автор съёмки Соснин В.А.
- Прибытие автобуса на остановочный пункт. с. Эссойла, Пряжинский район, 1972 г.
- Петрозаводский автовокзал. г. Петрозаводск, 1981 г. Автор съёмки Филатов М.
- Продажа билетов в кассах автовокзала г. Петрозаводска. г. Петрозаводск, 1972 г. Автор съёмки Щеглов Е.А.
- Автовокзал г.Петрозаводска, г.Петрозаводск, 1984 г. Автор съемки Злочевский.
- Улица Попова в микрорайоне Древлянка. Конечная остановка и стоянка городских автобусов и микроавтобусов. г. Петрозаводск, 2001 г. Автор съемки Глинка Л.С.
Соколов Александр Сергеевич,
научный сотрудник
Национального архива Республики Карелия.
2007 г.