Автобус в Петрозаводске. К 80-летию регулярных автобусных перевозок в столице Карелии

До начала прошлого века единственным городским общественным транспортом Петрозаводска были извозчики – легковые и ломовые. Ожидая пассажиров, извозчики обычно стояли у Гостиного двора или на пристани.

Согласно отношению петрозаводского полицмейстера В. Лысанова в 1911 г. извозчики города были поделены на два разряда "для поощрения лучших выездов" - в первый вошли извозчики с лучшей упряжью и лошадьми, а во второй с худшими, по разрядам устанавливалась такса проезда. Для отличия извозчики 1-го разряда должны были иметь на шапке установленную ленту. Чтобы извозчики не могли больше завышать цены за свои услуги, оправдываясь повышением цен на сено и овес, была повышена и такса платы за проезд, свыше которой брать плату запрещалось.

 

В перевозках между городами первенство тогда держали тот же гужевой транспорт – земская почта и, в конце XIX – начале XX веков, - пароходы.
В 1901 г. компанией во главе с управляющим Важинским пароходством И.А. Маминовым была предпринята попытка открытия дилижансового сообщения между Петрозаводском и Шлиссельбургом. Хотя их предприятие и было поддержано местной властью, оно не увенчалось успехом. 

В июне 1911 г. жители Петрозаводска увидели на дорогах города первый автомобиль. Из Петербурга в Петрозаводск прибыл член С.-Петербургского автомобильного общества полковник Муяки. Все протяжение пути в 450 верст, не считая остановок, полковник проследовал за 42 часа. 

Появление автомобиля Муяки явилось событием для Петрозаводска: собралось большое количество людей, многие из которых смогли увидеть новинку техники впервые. 

Через несколько лет автомобили появились и у некоторых жителей города. В 1915 г. в собственности горожан было два мотоцикла и один "открытый автомобиль английской системы "Сидлей и Вольслей", принадлежащий мещанке А. В. Тимофеевой. В этот же год неизвестный предприниматель за плату в 1 рубль "катал" на автомобиле всех желающих до Сулажгоры и обратно. 

В 1916 г. в Петрозаводск пришла железная дорога. Та как вокзал станции Петрозаводск находился далеко от центра города, на месте современной станции "Петрозаводск-Товарная", направление вокзал-город сразу же стало востребованным в плане перевозок пассажиров. Прибывающих в город и уезжавших из него по железной дороге перевозили извозчики. 

Петрозаводской городской думой и впоследствии городским советом рассматривался вопрос об организации какого-либо "механического" транспорта, связавшего бы станцию с городом и положившего конец монополии извозчиков. Предлагалось организовать трамвайное либо автомобильное сообщение. 

26 апреля 1918 г. частный перевозчик Иван Артемьевич Маминов сотоварищи организовал "автомобильное движение" между вокзалом и городом.
Данное предприятие, видимо, прожило недолго, поскольку в конце мая один из его организаторов просил исполком Петрозаводского совета выделить спирт для составления смеси из денатурированного спирта и бензина, на которой автобус мог бы ходить дальше. Просьба была продиктована отсутствием бензина на Петрозаводском складе товарищества братьев Нобель. Однако Врачебная комиссия в просьбе отказала, так как спирт, находившийся на ее складах, не подходил для использования для работы двигателя автомобиля. 

Хотя исполком приказал Олонецкой губернской врачебной комиссии выделять по одному ведру спирта в день в течение месяца, о дальнейшем существовании линии сведений найти не удалось (скорее всего, оно прекратило свое существование - в 1918 г. многие частные автомашины были реквизированы государством, Бюро автомобильного транспорта при Олонецком губернском совете народного хозяйства 25 октября 1918 г. просило Олонецкий губернский совет реквизировать автомобиль-омнибус "Бюссин" и полугрузовик у гражданина Маминова). 

Следующая попытка организовать пассажирское автомобильное движение в городе относится к концу 1920-х гг. На этот раз она оказалась удачной.
В 1926 г. в городе осуществлялись автомобильные перевозки пассажиров со станции Петрозаводск до центра города, но движение было нерегулярным. 

В сентябре 1927 г. Дорожный отдел Центрального коммунального хозяйства получило из Америки 4 автобуса "Грейхам Додж". Они были специально приспособлены для езды по плохим дорогам при полной нагрузке.

Автобусы были рассчитаны на 14 пассажирских мест. Максимальная скорость, которую они развивали - 60 км в час. Однако в статье в газете "Красная Карелия", посвященной получению этих автобусов отмечалось, что в "наших условиях автобусы смогут развивать скорость не более 30 км в час".
Их получение позволило открыть внутригородские и пригородные перевозки в Петрозаводске и близлежащих пригородах. 

1 декабря 1927 г. был открыт первый регулярный маршрут автобуса. Движение осуществлялось по маршруту: Гостиный двор – пр. К. Маркса – пр. Ф. Энгельса – пр. Ленина – шоссе Первого Мая – железнодорожный вокзал пять раз в день до 7 часов вечера. 

Автобус представлял собой обычный грузовик с обтянутым черной пленкой кузовом, внутри которого были установлены две скамейки. На первых порах автобус останавливался по требованию пассажира в любом месте по маршруту движения – достаточно было поднятия руки, позже появились оборудованные остановки.
Газета "Красная Карелия" писала: "Весьма минимальная плата за проезд – 50 коп. доступна широким трудящимся массам. Едут по делу, едут и без дела. Садятся только для того, чтобы прокатится. Многие старики попадают в машину впервые за жизнь". 

Одним из организаторов автобусного движения в г. Петрозаводске был старейший автомобилист Павел Александрович Кисловский. Первыми водителями автобусов были шоферы Н.Ф. Ильин, М.Ф. Ласточкин, В.А. Митрофанов и А.И. Мухин. В 1929 г. на линии курсировало 2 автобуса. 

В период с 1927 по 1929 гг. было открыто и пригородное автобусное движение между Петрозаводском и Пряжей, Педасельгой, Деревянным, Ладвой, Спасской Губой и Эссойлой. Автобусы отправлялись от Гостиного двора. 

В уставе организованного в 1930 г. треста "Карелавто" закреплялось, что он имеет своей задачей выполнение в пределах Карельской АССР автогужевых перевозок, связанных в том числе и с перевозкой пассажиров. Городские линии обслуживали 7 автобусов на 141 пассажирское место. 

В 1931 г. существовали 2 постоянные линии - вокзал - Гостиный двор и ст. Голиковка - Гостиный двор. Движение осуществлялось примерно раз в час. Были и еще две линии (тогда считались загородными) - до д. Сулажгора и зимняя линия на Соломенное - но движение по ним было непостоянным. 

В этом году парк "Карелавто" достиг количества 11 машин, однако на линию выходило ежедневно от 2 до 3 автобусов, так как часть постоянно находилась в ремонте (каждая из них прошла к 1931 г. свыше 50 км каждая, а денег на новые не было). 

В октябре 1934 г. трестом коммунальных предприятий была проведена реорганизацию автобусного движения в городе. Были организованы 3 автобусные линии: Зарецкий базар – Гостиный двор – вокзал, Гостиный двор – вокзал, Гостиный двор – ул. Гоголя – Американский городок (в конце современного пр. А. Невского). А в 1935 г. появилась линия до Сулажгоры. 

В 1936 г. автобусные маршруты города впервые получили номера. На каждом автобусе были вывешены указатели направление и номер маршрута: № 1– Гостиный двор – вокзал – обслуживало 3 автобуса, № 2 – ул. Гоголя – пр. Урицкого – 2 автобуса и маршрут № 3 – Гостиный двор – Хлебозавод – 1 автобус. Позже к ним добавился маршрут № 4 - пристань – Гостиный двор – Комвуз.
С 13 января 1941 г. было открыто регулярное автобусное сообщение по кольцевому маршруту: Гостиный двор – Перевалочная биржа – Гостиный двор. 

Великая Отечественная война и оккупация Петрозаводска прервала автобусное сообщение в городе.
В марте 1945 г. в освобожденном городе было открыто грузопассажирское движение по маршруту: вокзал – город, колхозный рынок, Наркомторг, ул. Герцена, мост у Лобана, кинотеатр "Сампо". Так как в опустошенном войной Петрозаводске не было автобусов для организации пассажирских перевозок, движение осуществлялось двумя газогенераторными грузовыми автомашинами ЗИС-5, оборудованных скамьями и ступенями. 

Автобусы в Петрозаводске вновь появились 22 августа 1945 г. Два автобуса (15- и 25-местный) курсировали с 8 часов утра до 22 часов по маршруту: вокзал – пр. Урицкого до конечной остановки у кинотеатра "Сампо". В декабре 1945 г. в городе работало уже 6 автобусов. 

Было восстановлено и пригородное автобусное сообщение. Образованная в 1945 г. Петрозаводская межрайонная автобаза организовала перевозки Петрозаводск – Пряжа – Ведлозеро и Петрозаводск – Спасская Губа, а на следующий год в Рыбреку, Ладву и Юркостров. 

К 1949 г. на городских линях было уже 30 автобусов и 11 маршрутов, связывавших вокзал с Зарекой, центр с Голиковкой, Сулажгорой, Соломенным, Кукковкой, Перевалкой, деревней Ужесельга.
В феврале 1951 г. на маршруте пр. Урицкого – ул. Гоголя начали курсировать пять новых 18-местных автобусов ГАЗ-651, а в 1953 г. автобусный парк города пополнился автобусами ЗИС-155 и ГАЗ-653. Автобусы обслуживали шоферы: Мельников, Плешков, Марков, Шишикторов и др. В 1958 г. на маршрутах города впервые стали работать автобусы марки ЗИЛ-158. В 1966 г. свой первый рейс на Сортавала рейс совершил автобус ЛАЗ-697. 

Вплоть до 1961 г. автобус был практически единственным общественным транспортом в Петрозаводске, лишь с появлением 5 сентября 1961 г. в городе троллейбуса и развитием его сети доминирующее положение автобуса в перевозках по городу постепенно уменьшалось. 

Но как средство, связывающее центр города с отдаленными районами, автобус и по сей день является востребованным. В 1963 г. был открыт 10 маршрут автобуса, связавший Перевалку и район ДСК, в 1964 г. - одиннадцатый – Голиковка – Заводская, в 1967 г. автобус пришел в новый микрорайон на Октябрьском проспекте. 

Осенью 1968 г. в г. Петрозаводске начало работу первое маршрутное такси. Петрозаводский таксомоторный парк открыл первую очередь маршрутного такси на наиболее оживленной пассажирской трассе Медучилище - завод "Тяжбуммаш". Линию обслуживали два легковых автомобиля "Волга". В 1970-1980 гг. развитие линий маршрутных такси продолжается, их обслуживают микроавтобусы РАФ, а также автобусы ПАЗ-672. К 1990 г. количество линий маршрутного таксомотора достигает шести. 

Несмотря на то, что в 1970-1980 гг. работа автобусного парка по обслуживанию пассажиров часто становилась объектом критики – по разным причинам (отсутствие запчастей, топлива, водителей и кондукторов и т.п.) срывались рейсы, в эти годы автобус как вид пассажирского транспорта интенсивно развивается. Открываются новые маршруты (к середине 1980-х гг. число их достигает четырнадцати). В 1971 г. в г. Петрозаводске на линию выходили 109 автобусов. На улицах Петрозаводска появляются сочлененные автобусы "Икарус-180", рассчитанные на 180 пассажиров. На них работали самые опытные шоферы – Е.С. Комиссаров, Г.Н. Капкин, П.Я. Гадов, И.М. Амолайнен. На 8 и 15 маршрутах впервые появляются вместительные автобусы "ЛиАЗ-677".
Также в 1971 г. открылось новое здание автовокзала, откуда отправлялось уже более 20 пригородных и 30 междугородных маршрутов. 

В 1972 г. автобусный парк пополнился новыми комфортабельными автобусами "Икарус-250". Эти автобусы открыли новые маршрутные линии Петрозаводск-Ленинград, а также ходили на линии в Кондопогу и Гирвас, а впоследствии и по другим междугородным маршрутам. Новыми машинами управляли опытные водители автоколонны №1126 Е.И. Яковлев, В.И. Наумов, И.А. Василевский и И.М. Черкасов. 

Несколько позже на улицах города появились автобусы "Икарус" 260 и 280 модели. Желтые "Икарусы" - "гармошки" и "округлые" ЛиАЗы-677 были широко распространены на улицах города вплоть до конца прошлого века и полностью исчезли в 2003-2004 гг. Для увеличившегося числа автобусов в 1972 г. был построен гараж на 200 машиномест на Путейской улице. 

В 1978 г. автобусы пришли на Кукковку, а в 1986 г. - и на Древлянку, в новые жилые районы. В 1970-1980-гг. из Петрозаводска автобусы отправляются более чем в сорок населенных пунктов (не считая промежуточных остановок). 

В 1991 гг. развитие автобуса было прервано. Общий кризис начала 1990-х гг. отразился и на деятельности предприятий общественного транспорта Петрозаводска. Прекратило свою деятельность по перевозке пассажиров маршрутными такси Петрозаводское автотранспортное предприятие. Парк автобусов автоколонны 1126 практически перестал пополняться. В интервью газете "Северный курьер" начальник автоколонны М.Ю. Редькин отмечал, что в 1986-1988 гг. ежедневно на линии города отправлялось по сто машин, а в 1991-1992 гг. максимум пятьдесят, да и то не каждый день. 70 % от общего числа автобусов были близки к списанию или уже отслужили свой век. Из-за сокращения парка автоколонна потеряла 277 водителей. Сокращались маршруты, увеличился интервал движения по городу и в пригороды. За год автоколонна 1126 теряла до 12-13 млн. руб. 

С 18 июня 1992 г. плата за проезд в городском автобусе и троллейбусе составила 60 коп., а с 16 ноября 1992 г. существующая плата за пользование городским пассажирским транспортом возросла в два раза, вырастая с каждым годом в несколько раз. 

Мерами борьбы с негативными явлениями было привлечение на маршруты ведомственного транспорта, закупка подержанных импортных автобусов, возвращение в автобусы кондукторов.
Однако наиболее действенным оказалось привлечение к пассажирским перевозкам частных предпринимателей. 

Первые коммерческие перевозчики привлекались к работе по обслуживанию пассажиров с 1992 г. и обслуживали главным образом сообщение центра города с районом Древлянка, куда не ходил троллейбус. 

В конце 1990-х на частных маршрутах появились микроавтобусы "Газель", и вскоре стали наиболее характерным явлением жизни города. Сейчас маршрутные микроавтобусы являются самым распространенным видом транспорта, потеснив даже троллейбусы. 

В начале XXI века с улиц города постепенно исчезают автобусы 1970-1980 гг. На смену им приходят автобусы новых моделей. В 2005-2007 гг. появляются новые автобусы большой вместимости для пригодных и междугородних перевозок. 

Изменяется сеть автобусных маршрутов в городе. Сейчас она насчитывает двадцать восемь маршрутов и позволяет попасть из одного района города в другой практически без пересадки. Появляются и новые линии на пригороде и межгороде (например, маршрут Петрозаводск - Великий Новгород, Петрозаводск - Череповец, Петрозаводск - Кемь - Кривой Порог). Автобус успешно конкурирует с другими видами транспорта, тем более что из Петрозаводска во многие населенные пункты Карелии и России можно добраться только с его помощью.

В следующем году автобус Петрозаводска будет отмечать еще одну знаменательную дату - исполняется 90 лет со дня появления и работы первого пассажирского автобуса-омнибуса в городе. И пускай за эти годы многое поменялось — линии, подвижной состав, технологии работы, главное сохраняется - петрозаводский автобус продолжает развиваться на благо пассажира.

Иллюстрации:

  1. За рулем автобуса «Грейхам Додж» Н.А. Иванов. г.Олонец, 1927 г.
  2. Площадь им. С.М. Кирова. г. Петрозаводск, 1957 г. Автор съёмки Перфильев К.Н.
  3. Проспект им. К.Маркса. г. Петрозаводск, [1961 г.] Автор съёмки Беззубенко П.В.
  4. Внутренний вид автобуса ЗИС-155 Петрозаводского автопарка. Водитель автобуса Е.Я. Яковлев перед отправкой в рейс. г.Петрозаводск, 1955 г. Автор съемки Перфильев К.Н.
  5. Петрозаводский автовокзал. Кондукторы перед отправкой в рейс. г.Петрозаводск, 1972 г. Автор съемки Щеглов Е.А.
  6. Ветеран труда Соколов. г.Петрозаводск, 1977 г. Автор съемки Красильников В.
  7. На автобусном остановочном пункте. г. Петрозаводск, 1974 г. Автор съёмки Соснин В.А.
  8. Прибытие автобуса на остановочный пункт. с. Эссойла, Пряжинский район, 1972 г.
  9. Петрозаводский автовокзал. г. Петрозаводск, 1981 г. Автор съёмки Филатов М.
  10. Продажа билетов в кассах автовокзала г. Петрозаводска. г. Петрозаводск, 1972 г. Автор съёмки Щеглов Е.А.
  11. Автовокзал г.Петрозаводска, г.Петрозаводск, 1984 г. Автор съемки Злочевский.
  12. Улица Попова в микрорайоне Древлянка. Конечная остановка и стоянка городских автобусов и микроавтобусов. г. Петрозаводск, 2001 г. Автор съемки Глинка Л.С. 

Соколов Александр Сергеевич,
научный сотрудник
Национального архива Республики Карелия.
2007 г.

Top.Mail.Ru