Два имени
Сегодня, когда три века минуло со дня основания Петрозаводска, мы заново открываем для себя историю Карелии, вспоминая забытые имена тех, кому мы обязаны основанием города и развитием Карелии как промышленного края. Вспомним лишь два имени из целого ряда замечательных людей, стоявших у истоков Александровского (Онежского) завода, давшего жизнь столице нашей республики.
XVIII в. вошел в историю России как век большого подъема горнометаллургической промышленности. Россия была крупным поставщиком чугуна и железа на мировом рынке. Несмотря на все успехи в металлургическом производстве, в стране был явный недостаток в артиллерийских орудиях и снарядах. Особенно ясно это стало в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Русское правительство начало предпринимать энергичные меры для увеличения литья пушек и снарядов. Это производство можно было организовать поблизости от столицы в Олонецком крае.
В январе 1772 г. президент Берг-коллегии М.Ф. Соймонов и получивший впоследствии "за отменное усердие и искусство" чин обер-бергмейстера талантливый русский горный инженер Аникита Сергеевич Ярцов совершили поездку в Олонецкий край и выбрали место для строительства нового завода на реке Лососинке, выше старого Петровского завода.
Место было выбрано не только потому, что имело за собой известную традицию, но и потому, что в результате новых изысканий было обнаружено большое количество озерной и болотистой руды - сырья для будущего завода.
17 мая 1773 г. был заложен завод, строительством которого руководил А. Ярцов, ставший впоследствии главным управителем казенных заводов в Карелии. При строительстве проявились незаурядные организаторские способности А. Ярцова, и к концу июня 1774 г. завод, корпуса и большинство механизмов которого проектировались А. Ярцовым, были построены. Завод насчитывал 4 цеха - доменный, сверлильный, слесарный, кирпичный для изготовления разносортного железа, а также плотину для действия заводских двигателей, конюшню на 40 лошадей, два склада. Строительство зданий и покупка механизмов обошлись в 35 420 руб. 95 1/2 коп. серебром.
По высочайшему повелению Екатерины II завод стал называться Александровским.
Летом 1774 г. началось освоение производства пушек.
К 1775-1778 гг. были достигнуты определенные успехи в отливке чугунных орудий, но был высок и процент брака. Осенью и зимой 1778 г. А. Ярцов вместе с мастерами искал причины некачественной выплавки. Многочисленные опыты, проведенные на заводе, позволили значительно улучшить качество отливаемых орудий. Президент Берг-коллегии М.Ф. Соймонов в декабре 1779 г. отмечал, что А. Ярцов после многих опытов устранил помехи и начал отливать пушки так, что из 88 отлитых бракованных оказывалось только 8. В 1774-1780 гг. было проплавлено железных руд - 1 632 882 пудов, чугуна - 550 670 пудов, отлито чугунных изделий - 95 860 пудов на сумму 15 953 рубля серебром.
Но А. Ярцов занимался не только заводом. В 1777 г. областной центр - Петровские заводы - был переименован в город Петрозаводск. Здесь уже были 6 каменных и более 300 беспорядочно построенных деревянных домов.
А. Ярцов предложил один из первых планов строительства нового города - от центра Циркульной (Круглой) площади со зданиями наместнического правления и других присутственных мест должны были лучами расходиться прямые широкие улицы-линии. Город начал оживать и расти после многолетнего запустения.
Успешная деятельность А. Ярцова в Олонецом наместничестве привела к тому, что в 1780 г. он был отозван в С.-Петербург, где получил новый пост советника Гражданской палаты. После упразднения Берг-коллегии, в 1782 г. был переведен на должность горного советника С.-Петербургской казенной палаты. 22 сентября 1784 г. за отличную службу А. Ярцов был награжден орденом Святого Владимира IV степени. В 1785 г. получил повышение и был направлен вице-губернатором в г. Владимир.
После отъезда из Карелии А. Ярцов занялся сбором материалов для труда, в котором он подведет итог всей своей плодотворной жизни - "Российская горная история" (1812 г.). Разностороннее и глубокое описание, основанное на великолепном знании предмета, делает "Российскую горную историю" ценнейшим источником для изучения истории металлургической промышленности Карелии. Умер А. Ярцов в 1819 г. Результаты его опытов в выплавке чугуна не были полностью претворены в жизни в Карелии. После его отъезда производство пушек на Александровском заводе и их качество заметно упало. Но усиленный выпуск орудий и снарядов все еще был необходим, шли военные действия на территории Польши, готовилась новая война с Турцией. Именно тогда вспомнили, что приглашение для работы в Россию иностранцев давало положительные результаты. Решено было пригласить в Россию директора Карронской компании в Эдинбурге Чарльза (Карла Карловича) Гаскойна вместе с его техниками и оборудованием. К. Гаскойн - выходец из Шотландии, после получения инженерного образования стал основателем Карронской металлургической компании, крупнейшей и технически передовой, на которой впервые был применен пудлинговый способ получения стали, использованы отражательные печи для получения качественной продукции. Русское правительство толкало К. Гаскойна на государственное преступление, так как выезд техников и вывоз оборудования из Англии был запрещен, поэтому К. Гаскойну была обещана огромная по тем временам сумма денег в 2,5 тысячи фунтов стерлингов в год.
К. Гаскойн прибыл в Петрозаводск в августе - сентябре 1786 г. Вместе с К. Гаскойном в Петрозаводск прибыли английские специалисты горного и заводского дела ("английские художники").
По приезду в город К. Гаскойн энергично взялся за переоборудование Александровского завода. Территория завода была увеличена, расширены старые строения, добавлены новые. При перестройке завода К. Гаскойн сделал ряд полезных нововведений. Он не только ввел в эксплуатацию новые машины и механизмы, но и по-новому оборудовал цеха. Впервые стала использоваться вагранка - небольшая подвижная печь, выплавлявшая чугун для изготовления мелких изделий, построены две новые доменные печи. Из доменного корпуса в 1788 г. была проведена железная дорога в пушечно-сверлильный цех - первая в России железнодорожная линия; в производстве стали использоваться краны для подъема тяжестей. К. Гаскойн разделил завод на цеха, во главе которых поставил привезенных с собой английских мастеров.
В октябре 1788 г. была отлита первая пушка по новой карронской методике и заново пущен в действие Кончезерский завод.
Иностранец К. Гаскойн настолько успешно способствовал подъему русской металлургии, что в 1789 г., именно благодаря результатам его деятельности, русским правительством с ним был заключен контракт, по которому он получил такие права, каких не имел в стране ни один горный начальник. Дальнейшей своей деятельностью К. Гаскойн оправдывал возлагавшиеся на него надежды. В 1793 г. контракт был продлен.
В 1794 г. по его предложению был расширен ассортимент производимой Александровским заводом продукции. Помимо орудий и снарядов завод стал выпускать кухонную посуду, решетки для мостов, вазы, статуи, колонны и различные архитектурные украшения, сельскохозяйственные орудия, пуговицы. Особо выделяются в ряду изделий Александровского завода решетка для монетного двора Государственного ассигнационного банка в С.-Петербурге (1797 г.), ворота и решетки для дворца великого князя Михаила Павловича (1797 г.), базы для колонн Казанского собора (1802 г.), первый в С.-Петербурге чугунный мост (Полицейский. 1806 г.).
В 1786-1806 гг. было проплавлено железных руд 7 061 238 пудов, выплавлено чугуна - 2 723 929 пудов, отлито орудий, снарядов и т. п. - 2 090 205 пудов на сумму 1 136 663 рублей серебром.
К концу века К. Гаскойн фактически перестроил завод, но системы главной действующей силы завода - водяного водоснабжения он не переделал, и это едва не привело к гибели завода. Непрекращающиеся трехдневные дожди 14-16 августа 1800 г. привели к тому, что уровень воды в р. Лососинка угрожающе поднялся. Возникла реальная угроза для завода. К. Гаскойн приказал прокопать временное русло для реки с северной стороны завода. По этому оврагу и потекла Лососинка (течет и поныне). Благодаря отводу воды заводские строения не пострадали. К. Гаскойн сделал вывод из урока и плотина, снабжавшая завод водой была перенесена выше. Наводнений больше не было.
Деятельность К. Гаскойна вызывала восторженные отзывы современников. Так, морской министр Чичагов писал графу С.Р. Воронцову о К. Гаскойне "Этот человек в течение шести месяцев произвел столь поразительные изменения в этой фабрике или, лучше сказать остатках и развалинах этой фабрики, что она может поставлять адмиралтейству все объекты первой необходимости и в таком совершенстве, что не встречалось раньше". Почти все отливавшиеся орудия получались без брака.
В 1789 г. К. Гаскойн руководил строительством чугуноплавильного завода в Кронштадте.
В 1801 г. К. Гаскойн стал первым директором Санкт-Петербургского казенного чугунолитейного завода (Кировский завод), который вскоре стал крупнейшим машиностроительным и металлургическим предприятием России.
По проекту К. Гаскойна были построены гидротехнические сооружения плотины на реках Лугани и Ольховке, каналы, вдоль которых были заложены улицы поселения, давшие начало новому городу Луганску.
Деятельность К. Гаскойна была оценена по достоинству, он получил чин действительного статского советника и был награжден орденами Святого Владимира III степени и Святой Анны I и II степени.
Умер К. Гаскойн 20 июля 1806 г.
Иллюстрации:
1. Рисунок домны Александровского завода. 1776 г.
2. Рисунок поршневой цилиндрической чугунной воздуходувки.Конец XVIII в.
3. Пушки Александровского завода.
4. Вид Александровского завода с полуденной стороны. (Рисунок сделан до наводнения 1800 г.) Рис. Из кн.: Герман И. Описание Петрозаводского и Кончезерского заводов и производимого при оных литья пушек и снарядов. СПб, 1803, с.24.
5. Художественное литье Александровского завода
5. Художественное литье Александровского завода
5. Художественное литье Александровского завода
Вдовинец Елена Валентиновна,
заведующая сектором автоматизированных архивных технологий Национального архива Республики Карелия
2006 г.