К 185-летию Олонецкой духовной семинарии

scan 2027 октября 1829 года была открыта Олонецкая духовная семинария. Ее история всегда привлекала исследователей — это было первое среднее духовное учебное учреждение города, подготовившее большое число представителей духовенства и интеллигенции нашего края, внесших значительный вклад в его духовное, культурное и научное развитие.

Надо сказать, что мой интерес к истории этого учебного заведения шел от частного к общему и начался с двух фото в семейном архиве — это были фотографии, сделанные  петрозаводским фотографом Карлом Иогансоном в 1912 и 1915 годы. На них можно заметить 2 человек в форме духовного учебного заведения — это 2 брата, сыновья священника из Новгородской губернии Иван Михайлович и Кирилл Михайлович Уверовы. Так как в выходившем в 1898—1918 годах издании «Олонецкие епархиальные ведомости» по окончании учебного года публиковались разрядные списки учеников духовных учреждений (об окончании учебного заведения, переходе из класса в класс и т.п.), то благодаря им удалось узнать, что они были воспитанниками Олонецкой духовной семинарии в 1911-1912 и 1913-1916 годах (интересно, что они были не единственными, кто был жителем Новгородской губернии, но обучался не в Новгородской, а в Олонецкой духовной семинарии, видимо, уроженцам Кирилловского уезда территориально она была ближе).

Судьба братьев Уверовых характерна для переломных лет начала XX века — Иван был призван на фронт I Мировой войны, где дослужился до штабс-капитана, потом командовал полком Красной Армии, за что был награжден тремя орденами Боевого Красного Знамени, в дальнейшем работал на заводах Кандалакши. Кирилл в 1919 г. числился в списках петрозаводских спортсменов (виды спорта — футбол, бег, метание копья, французская борьба). Увлечение футболом для бывшего семинариста было не случайным, еще в 1917 году семинаристы Олонецкой духовной семинарии создали свою футбольную команду, о спортивных поединках которой с командами спортивного общества города можно узнать из выпусков газеты «Мурманский путь». В дальнейшем он служил священником в Новгородской губернии, был советским служащим. Незаконно репрессирован в 1937 г.

При исследовании истории Олонецкой духовной семинарии как одну из серьезных  трудностей можно выделить то, что в годы Октябрьской революции и Гражданской войны большая часть ее архива была утрачена. В фонде «Олонецкая духовная семинария» Национального архива всего 5 единиц хранения, в том числе журналы заседания правления Олонецкой духовной семинарии по учебно-воспитательной части от 22 декабря 1915 г. и ведомости инспектора семинарии С. Горского об успеваемости и поведении воспитанников за 2-ую четверть 1915 учебного года. Журналы правления подписаны ректором Н.К. Чуковым, инспектором С. Горским, помощником инспектора Н. Стручковым и преподавателями семинарии.

Нельзя сказать, однако, что с утратой архива семинарии, были потеряны безвозвратно все наши знания о ней. Семинария играла одну из важнейших ролей, как в духовной жизни Петрозаводска и губернии, так и в области образования и культуры и поэтому документы по ее истории можно встретить во многих дореволюционных фондах архива, прежде всего духовных и духовно-образовательных учреждений (Олонецкая духовная консистория, Петрозаводское духовное правление, Олонецкий епархиальный училищный совет и других). Состав документов довольно разнообразен, потому здесь можно остановиться на документах о двух составных частях семинарии — библиотеке семинарии и образцовой церковно-приходской школе.

Библиотека семинарии была образована практически сразу после открытия учреждения в 1829 г., причем вначале ее состав был сформирован из книг, присланных другими духовными семинариями России.
В дальнейшем большой вклад в формирование фундаментальной и учебной части библиотеки внесли первый архиепископ Олонецкий и Петрозаводский, основатель семинарии Игнатий, архиепископ Венедикт и известный богослов и проповедник Феофан, бывший ректором семинарии в 1855—1856 гг. Позже, он неоднократно посылал книги для семинарии. На посту ректора, Феофан образовал в семинарии «противораскольническую» библиотеку, обратившись к преосвященному Аркадию о разрешении перенести в семинарскую библиотеку старообрядческие книги, которые хранились в кафедральном соборе. Совместно с преподавателем раскола П.М. Цитовым Феофан «обратился в правления академий с просьбой прислать в семинарию имеющиеся в академиях лишние книги, а также покупал их на свои средства».

В библиотеку и в дальнейшем присылались книги, изъятые у старообрядцев — так, например, книги, «хранившиеся с давних времен» в канцелярии Олонецкого губернатора в 1860 г. книги, найденные при осмотре большака даниловских старообрядцев Степана Иванова в 1862 г. .

scan2В 1896 г. фундаментальная библиотека Олонецкой духовной семинарии насчитывала 5554 названия, 16681 том, ученическая — 924 названия, 1713 том, карт, атласов, глобусов — 47 экз.
В фонде Олонецкого уездного духовного училища сохранилась книга — хронологический каталог для записи вновь поступающих в фундаментальную библиотеку книг и журналов за 1876-1888 годы, в который вошли более 1600 книг и журналов XVIII и XIX веков. Из него можно узнать, что в библиотеке семинарии содержалась как богословская литература, так и труды по математике, биологии, географии, философии, художественная литература (произведения М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского и других писателей). Среди них значительное количество составили книги, поступившие из Московского Публичного и Румянцевского музеев, поступившие в фундаментальную библиотеку в обмен «на славянские церковно-печатные книги и рукописи».

В фонде Олонецкой контрольной палаты можно ознакомиться с журналом заседания правления Олонецкой духовной семинарии от 28 декабря 1910 г. под председательством инспектора В. Лебедева о приобретении по ходатайству библиотекаря иеромонаха Иоанна в книжном магазине И.Л. Тузова (в Санкт-Петербурге) книг для фундаментальной и платной библиотек семинарии (в том числе книг Платонова «Учебник по русской истории», собрания сочинений Жуковского, выпусков «Мира животных», «Русского букваря» Вахтерова, «Введения в психологию» Пфендера, «Основы воспитания» Сикорского» и других).

Своя библиотека была также и у образцовой школы при семинарии, которая в 1871 г. составляла 300 названий книг.

В перечисленных выше фондах Олонецкого духовного училища и Олонецкой контрольной палаты сохранились и ведомости на получение заработной платы учителям и персоналу этой школы за разные годы (1908-1909, 1911-1912, 1915). Из них можно узнать, что учителей в школе было 2 — законоучитель, преподававший Закон Божий и учитель, были в школе и технические работники — служитель и поломойка. Персонал в школе довольно часто менялся, зарплата основного работника — учителя составляла от 44 до 66 рублей в месяц. Ведомости подписывались ректорами семинарии - Фаддеем, Никодимом (в будущем архиепископы-священномученики), протоереем Н.К. Чуковым, впоследствии митрополит Ленинградский и Новогородский Григорий).

Олонецкая духовная семинария прекратила свою деятельность 5 июня 1918 года, вместе с ней в связи с событиями революции и реформой народного образования была закрыта и воскресная школа. Библиотека была вывезена из помещения, занятого Штабом коммунистического полка особого назначения и составила основную часть фондов Олонецкой губернской библиотеки-читальни. Сейчас наследие библиотеки семинарии можно встретить в фондах редких книг библиотек учреждений культуры и науки города.

Главный специалист отдела НСА Национального архива РК            А.С. Соколов

Top.Mail.Ru