Январь 2021

90-летию со дня рождения Тойво Семеновича Хайми

1987628 января 1931 г. в д. Разметелево Ленинградской области родился актер, главный режиссер государственного Финского драматического театра, заслуженный деятель искусств Карельской АССР Тойво Семенович Хайми.

В 1949 г. Т. С. Хайми окончил бухгалтерское отделение финансово-кредитного техникума Промбанка СССР, после окончания которого был направлен на должность старшего бухгалтера Карело-Финской республиканской конторы Промбанка СССР в г. Петрозаводск. В это же время он начал заниматься в студии при Государственном финском драматическом театре КФССР, а с августа 1952 г. стал студентом актерского факультета Ленинградского государственного театрального института им. Островского. В 1957 г. после окончания театрального института Тойво Хайми был принят в труппу Государственного финского драматического театра КАССР. В 1962-1963 гг. Тойво Семенович обучался на годичных Высших режиссерских курсах при ГИТИСе, по окончании которых вновь вернулся в драматический театр в качестве режиссера, а с 1966 г. — главного режиссера. Позднее был назначен директором Государственного финского драматического театра КАССР. В 1981–1984 гг. — заместитель министра культуры КАССР.

За годы работы в театре Т. С. Хайми сыграл ряд ролей, поставил более 30 спектаклей: «Ветер в лицо» П. Гультяя, «Куллерво» Ю. Эркко, «Птицы нашей молодости» И. Друце, «После бури» А. Тимонена, «Дети природы» М. Лассилы, «Здесь под северной звездой» В. Линны, «Сталевары» Г. Бокарев и др. В 1972 г. Т.С. Хайми стал лауреатом Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского за спектакль «Примешь ли меня, земля карельская» А. Тимонена.

С 1953 г. Т.С. Хайми являлся переводчиком финских молодежных делегаций и туристических групп, советских делегаций в Финляндии, был участником фестиваля молодежи и студентов в г. Хельсинки в 1962 г., форума солидарности молодежи и студентов в г. Москве в 1964 г.

Наряду со служебными делами Тойво Семенович активно занимался общественной деятельностью. Так, он состоял членом правления Всероссийского театрального общества, карельского отделения общества дружбы «СССР–Финляндия», заместителем председателя Карельского комитета защиты мира, в 1980–1984 гг. — депутат Верховного Совета КАССР X созыва.

Деятельность Тойво Семеновича Хайми как театральная, так и общественная была отмечена почетным званием заслуженного деятеля искусств КАССР (1972 г.), почетными грамотами Президиума Верховного Совета КАССР, Советского комитета защиты мира (1960 г.), ЦК ВЛКСМ (1962, 1967 гг.) и др.

В Национальном архиве Карелии находится на хранении фонд Т.С. Хайми, в котором представлены личные документы, а также документы творческой деятельности.

12 января 2021 г. состоялось заседание экспертной комиссии по работе с аудиовизуальной и машиночитаемой (электронной) документацией

1789Комиссией рассмотрены опись № 1 фотодокументов (негативов, черно-белых, “0” размера) фотографа В.Н. Подойникова (74 ед. хр.); опись № 2 фотодокументов (негативов, черно-белых, “I” размера) фотографа В.А. Юфы (35 ед. хр.); описи № 1, 2 видеодокументов (на традиционных и электронных носителях), опись № 2 фонодокументов (на электронных носителях) из личного архива писателя, педагога Г.Е. Фукса (17 ед.хр.)

На хранение в архив поступят фотографии врачей и работников Республиканской больницы им. В.А. Баранова, а также работников Кировской железной дороги за 1956 г.
Архив пополнится видео и фонодокументами из личного архива писателя, педагога Г.Е. Фукса за 1996 – 2019 гг.
Экспертной комиссией принято решение о согласовании рассмотренных описей фотодокументов и представлении их на утверждение ЭПК Министерства культуры Республики Карелия.

 


Иллюстрации:
1. В привокзальном сквере ст. Лодейное поле на уборке. 2897Слева направо уборщица М.В. Ухова, начальник вокзала Л.С. Страшкова. г. Лодейное поле. Июнь 1956 г. Автор съемки В.Н. Подойников
2. На строительстве 56-квартирного дома для железнодорожников. [Мурманская область]. Дата съемки не установлена. Автор съемки В.Н. Подойников

 

 

 

 

 

 

125 лет со дня рождения хирурга, заслуженного врача РСФСР В.А. Баранова

3567828 января (10 февраля по новому стилю) 1896 г., согласно записи в метрической книге Водлозерско-Ильинского прихода, в семье запасного рядового д. Рогозеро Сумского прихода Пудожского уезда Олонецкой губернии Александра Михайловича Баранова родился сын Василий. Отец, Александр Михайлович, среди прочих занятий, долгие годы работал санитаром Пудожской уездной больницы, старший брат Василия Александровича Михаил тоже посвятил себя медицине — работал фельдшером в Пудожском уезде, позднее - врачом-рентгенологом в Петрозаводске. Василий Александрович Баранов после окончания приходского и городского училищ в Пудоже в 1912 г. был зачислен в Петрозаводскую фельдшерскую школу, которую окончил досрочно в апреле 1915 г. в связи с началом Первой мировой войны. Проработав немного участковым фельдшером в с. Ундозеро в том же году В.А. Баранов был призван фельдшером на военную службу.

После окончания Первой мировой войны Василий Александрович поступил на работу  фельдшером в хирургическое отделение Олонецкой (Петрозаводской) 23456губернской советской больницы (позднее - Центральная больница КТК, Петрозаводская центральная больница), которое возглавлял опытный врач-хирург М.Д. Иссерсон. В 1923-1927 гг. В.А. Баранов прошел обучение в Государственном институте медицинских знаний в Ленинграде (до 1924 г. - Петроград) и вернулся на службу в хирургическое отделение Петрозаводской центральной больницы сначала врачом-интерном, затем врачом-ординатором. В 1933 г. на базе хирургического отделения городской больницы была образована хирургическая лечебница, которой в 1935 г. было присвоено имя ее основателя врача-хирурга М.Д. Иссерсона. В лечебнице велась интенсивная хирургическая работа, проводились сложные и редкие для того времени операции. В 1937 г. В.А. Баранов стал заведующим травматологическим отделением Хирургической лечебницы им. М.Д. Иссерсона. В период Великой Отечественной войны в 1941-1944 гг., когда Петрозаводск был оккупирован, возглавлял хирургическое отделение Беломорской городской больницы. После войны Василий Александрович стал главным врачом хирургической лечебницы Петрозаводска, в конце 1950 г. был назначен главным врачом создававшейся тогда республиканской больницы. С 1955 г. В.А. Баранов - главный врач (и по совместительству несколько лет главный хирург) больницы Министерства здравоохранения республики, с 1967 г. - врач-хирург поликлиники больницы Министерства здравоохранения КАССР. В послевоенный период, кроме основной работы врачом-хирургом и главным врачом медучреждений, В.А. Баранов работал над организацией консультативной и методической помощи учреждениям здравоохранения республики, занимался подготовкой хирургов, в течение 18 лет преподавал анатомию и хирургию в медицинском училище Петрозаводска, вел активную общественную деятельность.

Василий Александрович, талантливый хирург и один из организаторов специализированной хирургической и травматологической службы Карелии, удостоен многочисленных наград и званий. В 1973 г. заслуженный врач КФССР (1943) и РСФСР (1958) В.А. Баранов получил звание «Почетного гражданина г. Петрозаводска». В 1979 г. имя В.А. Баранова было присвоено Республиканской больнице Карелии.

В Национальном архиве Республики Карелия хранится семейный фонд династии врачей Иссерсонов-Барановых, включающий документы Михаила 1234Давыдовича Иссерсона; его дочери Иссерсон Зинаиды Михайловны,  врача-хирурга, заслуженного врача КАССР, РСФСР; ее мужа Баранова Василия Александровича, врача-хирурга, заслуженного врача КФССР, РСФСР, почетного гражданина г. Петрозаводска, участника Первой мировой и Великой Отечественной войн, а также Барановой Людмилы Васильевны, врача-трансфузиолога, заслуженного врача КАССР, РСФСР, почетного гражданина Республики Карелия.

 

Иллюстрации:
1. Операционная хирургической лечебницы. Справа — В.А. Баранов. г. Петрозаводск. 1950 г. Автор съемки Берлинер.
2. В.А. Баранов в год окончания Петрозаводской фельдшерской школы. г. Петрозаводск. 1915 г. Автор съемки К. Иогансон
3. Прошение В.А. Баранова о зачислении в Петрозаводскую фельдшерскую школу 29 июля 1912 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26 января 2021 года состоялось заседание Экспертно-методической комиссии

ЗEMKаседание было проведено в дистанционном режиме. Предоставление материалов членам комиссии и их обсуждение было организовано по внутрисетевому обмену.

Членами Экспертно-методической комиссии был согласован План работы ЭМК ГБУ НА РК на 2021 год, в соответствии с которым будет вестись работа в текущем году.

С целью повышения информативности описей и приведения заголовков в соответствие с содержанием дел сотрудниками отдела научно-справочного аппарата проводится работа по усовершенствованию описей. Осуществляется компьютерный набор описей с уточнением заголовков, хронологических рамок и количества листов в делах. Экспертно-методической комиссией были согласованы и рекомендованы к утверждению Экспертно-проверочной комиссии Министерства культуры Республики Карелия усовершенствованные описи дел:
• опись № 1 за 1839-1847, 1852, 1859-1862 гг., опись № 2 за 1795, 1828, 1835, 1856, 1859, 1863-1864 гг. фонда № 732 «Кемский винный пристав»;
• опись № 1 за 1818-1822 гг. фонда № 786 «Сумский винный пристав».

Продолжается работа с документами личного происхождения, рассмотрены:
• опись № 1 (продолжение) за 1946-1974, 1995-2014 гг. фонда № Р-3318 «Зубковичи: Аполлон Николаевич (1889-1977), врач-гинеколог; его сын — Борис Аполлонович (1917-2000), военный врач; его невестка — Вера Константиновна (1919-2008), хирург; его внук — Борис Борисович (1941 г.р.), инженер-химик», включающей комплекс дополнительных документов и материалов, переданных в 2020 г. Б.Б. Зубковичем, внуком А.Н. Зубковича. Документы систематизированы с учетом схемы систематизации ранее принятых документов;    
• опись № 1 (продолжение) за 1954-1982 гг. фонда № Р-558 «Андреев Юрий Иванович (1936-2018), режиссер, актер театра кукол, педагог, заслуженный артист КАССР», содержащей  фотодокументы (позитивы);
• опись № 1 (продолжение) за 1898-1919, 1947, 1955, 1961-2000, 2008 гг. фонда № Р-3757 «Ратьков Владислав Васильевич (1944-2010), журналист», содержащая коллекцию вышедших из употребления бумажных денежных знаков, а также газетные материалы, которые систематизированы с учетом схемы систематизации ранее принятых документов и включены в раздел «Коллекция документов и материалов, собранная В.В. Ратьковым».

Представленные описи были согласованы и рекомендованы к утверждению Экспертно-проверочной комиссии Министерства культуры Республики Карелия.

Членами Экспертно-методической комиссии были также рассмотрены иные вопросы, возникающие у специалистов архива в процессе работы и требующие принятия коллегиального решения.

Маэстро карельской музыки

0-327(Вспоминая карельского музыканта Абрама Исаевича Голланда)

27 января 2021 г. исполняется 110 лет со дня рождения композитора и дирижера, заслуженного артиста Карело-Финской ССР, заслуженного деятеля искусств Карельской АССР и РСФСР, члена Союза композиторов Карельской АССР Абрама Исаевича Голланда. Документы, находящиеся на хранении в Национальном архиве Республики Карелия, сохранили на своих страницах историю жизни маэстро. Композитор вёл активную творческую деятельность — был педагогом, заведующим музыкальной частью и дирижером, художественным руководителем и концертмейстером, общественным деятелем. Информацию о биографии и трудах Абрама Исаевича можно найти в фондах Союза композиторов КАССР и КФССР, Республиканского театра музыкальной комедии КФССР, Государственного ансамбля песни и танца КАССР «Кантеле», Государственной филармонии КАССР и КФССР и т.д.

Абрам Исаевич Голланд  родился 27 января (по новому стилю) 1911 г. в г. Чита. Способность к творчеству проявилась у будущего музыканта и композитора с малых лет. Одновременно с освоением школьной программы мальчик начал получать уроки игры на фортепиано. Окончил 4 курса Читинской консерватории. Продолжение музыкального образования требовало переезда в Ленинград, где А.И. Голланд поступил в Государственный центральный музыкальный техникум повышенного типа на фортепианное отделение. По завершении обучения остался в техникуме в качестве педагога. По совместительству работал музыкальным руководителем театра Промкооперации при Доме культуры Промкооперации в Ленинграде.

С конца 1933 г. до середины 1934 г., находясь в творческой командировке по приглашению Политуправления Особой Краснознаменной Дальневосточной армии,  работал заведующим музыкальной частью и дирижером театра Особой Краснознамённой Дальневосточной армии в Хабаровске. После чего вновь вернулся к преподавательской деятельности в г. Ленинграде. Одновременно служил заведующим музыкальной частью ансамбля «Водевиль» военно-театрального бюро Дома Красной Армии. В характеристике начальник военно-театрального бюро Царев называл Абрама Исаевича «одаренным музыкантом (композитором и пианистом) и отличным производственником».

3022В 1936 г. Абрам Голланд ушел на службу в РККА. За период с 1938 по 1942 гг. работал заведующим музыкальной частью и дирижером Театра юного зрителя в Ворошиловграде, Театра русской драмы КФССР в Выборге и Шахтерского драматического театра г. Кизел, инструктором художественной самодеятельности Военно-медицинского училища.

В годы Великой Отечественной войны был художественным руководителем и дирижером Ансамбля песни и пляски политуправления Карельского фронта. За организацию и руководство ансамбля Военным советом Карельского фронта был награжден Орденом «Красной звезды». Начальник отдела агитации и пропаганды политуправления Карельского фронта полковник Саевич называл Голланда энергичным и квалифицированным, «хорошим и культурным музыкальным руководителем».

До 1946 г. Абрам Исаевич являлся музыкальным руководителем и дирижером ансамбля песни и пляски погранвойск МВД Карельского фронта. В том же году младший лейтенант А.И. Голланд был назначен музыкальным руководителем и дирижером спортивной делегации КФССР на Всесоюзный физкультурный парад в г. Москве.

По ходатайству Совмина КФССР А.И. Голланд был демобилизован и назначен главным дирижером Театра музыкальной комедии КФССР. Через год становится художественным руководителем и дирижером государственного ансамбля песни и танца КФССР «Кантеле». В 1950-1960-е гг. работал концертмейстером, а затем художественным руководителем и дирижером Карельской государственной филармонии. Неоднократно возвращался к преподавательской деятельности в Музыкальном училище г. Петрозаводска.

Абрам Исаевич принимал активное участие в общественной жизни Карелии, работал на разных выборных должностях, был ответственным секретарем Союза композиторов КАССР, неоднократно избирался членом его правления.

Творческий портрет карельского музыканта можно обрисовать словами председателя Союза композиторов КАССР и Народного артиста СССР Г-Р.Н. Синисало, вспоминавшего А.И. Голланда, как представителя «старшего поколения карельских композиторов», работавшего, преимущественно, в области вокально-драматического и вокального жанров. Композитор сотрудничал со многими хоровыми коллективами Карелии (Сегозерским и Петровским народными хорами, карельским хором села Ведлозеро), занимался созданием интересных обработок народных песен. На хранении в Национальном архиве Республики Карелия находится нотная рукопись финской народной песни «Там мой милый» в обработке А. И. Голланда.

Цикл произведений Абрам Исаевич посвятил карельскому краю -  «Люблю тебя, Карелия» на слова А. Иванова, ода «Мой край» на слова А. Авдышева, «В краю озер» на слова В. Гурьянова. Голландом написаны оперетты «Ребята настоящие», «Возраст женщины» (совместно с Г.-Р.Н. Синисало). Среди других работ композитора — концертные фортепианные пьесы «Монолог», «Игры», «Вепсская фантазия», сочинения для кантеле, произведения для камерного оркестра и пр.

За свою многогранную деятельность композитор был отмечен многими государственными и профессиональными наградами: помимо Ордена «Красной звезды» А.И. Голланд имел орден «Знак Почета», медали, грамоты и почетные значки, ему были присвоены звания: заслуженный артист КФССР, заслуженный деятель искусств КАССР, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Уроженец Читинской области, А.И. Голланд связал свою жизнь и творческую деятельность с Карелией, отдавая немало сил развитию музыкальной культуры и искусства республики. Активно способствовал созданию новых творческих коллективов и широкому вовлечению в них новых участников, профессиональному росту уже сложившихся хоров и ансамблей, а также отдельных исполнителей.


Иллюстрации:

1. А.И. Голланд, заслуженный деятель искусств КАССР и РСФСР, композитор, пианист и дирижер. г. Петрозаводск. 1981 г. Автор съемки С.М. Пивоев
2. Нотная рукопись финской народной песни «Там мой милый» в обработке А. Голланда

Виртуальная выставка "Сяндемский монастырь: к 300-летию обретения мощей прп. Афанасия Сяндемского"

3246На территории Республики Карелия в Олонецком районе действует одна из древнейших карельских обителей — Сяндемский Успенский женский монастырь (2-й пол. XVI в.). 31 января ежегодно отмечается один из двух дней памяти ее основателя — преподобного Афанасия Сяндемского (второй день памяти — 15 мая).

Представляем виртуальную выставку на сайте Национального архива РК, приуроченную к дате из истории этой обители — 300-летию обретения мощей ее основателя. При возобновлении пустыни после пожара, случившегося в начале XVIII в., в 1720 г. когда начали строить новую церковь, во время копания рва под фундамент были обретены нетленные мощи Афанасия Сяндемского

В пожаре сгорели все документы о ранней монастырской истории. Обитель переживала разные этапы: закрытие в 1764 г. по секуляризационной реформе Екатерины II и в советский период в 1918 г., восстановление в 1821 г. и в наши дни в 2011 г. Основанный изначально как мужской, в 1909 г. и при восстановлении, в 2011 г., монастырь стал женским.     В 1920-е гг. в деревне Сяндебе, возникшей на месте ликвидированной пустыни, была зарегистрирована община верующих, в числе прихожан были и сяндемские монахини. Монастырская церковь в честь Успения Божией Матери была закрыта в 1930 г., каменная церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских — в 1940 г. К сер. XX в. на монастырской территории не осталось ни одного исторического здания: в годы войны они были разрушены. В настоящее время в возрожденной обители заново возведены храмы, жилые корпуса, хозяйственные постройки.

Представленные на выставке сохранившиеся архивные документы охватывают время существования монастыря в XIX в., а также советский период вплоть до закрытия каменной церкви незадолго до начала Великой Отечественной войны. Виртуальная выставка состоит из двух хронологических разделов, освещающих историю монастыря до 1917 г., а затем период существования на его территории совхоза в довоенный период. Ввиду отсутствия фотографий пустыни в фондах архива на выставке использованы три фотографии периода Великой Отечественной войны, размещенные на сайте sa.kuva. На главной странице выставки представлена современная фотография из архива Сяндемского монастыря.

Памятная медаль «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» вручена Национальному архиву Республики Карелия

7568239237462350За активное участие в патриотическом воспитании граждан и решении социально-экономических проблем ветеранов Великой Отечественной войны Российский организационный комитет «Победа» удостоил Государственное бюджетное учреждение Республики Карелия «Национальный архив Республики Карелия» памятной медали «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», решение о награждении которой принято председателем оргкомитета «Победа» - Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным.

Эта награда — высокая оценка результатов работы Национального архива Республики Карелия в Год памяти и славы. К 75-летию Великой Победы архивистами подготовлены сборники «Партизаны Карельского фронта» и «Командировка по особому заданию: карельские подпольщики в годы Великой Отечественной войны». В Законодательном Собрании Республики Карелия открылась выставка «Солдаты Победы», на которой представлены фронтовые письма, фотографии, личные документы участников боевых действий Красной армии и Военно-морского флота, партизанов и подпольщиков, тружеников тыла 1941-1945 годов.

Национальный архив Республики Карелия также принял участие во Всероссийском проекте «Без срока давности»: трагедия мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», подготовлены историко-документальная выставка «Без срока давности» и региональный том одноименного сборника документов.

По документам, хранящимся в архиве, исполнялись запросы, связанные с Великой Отечественной войной: о поиске мест захоронения погибших и пропавших в годы войны, о нахождении в местах принудительного содержания на оккупированной территории Карелии, о работе в военный период и др.

 

1 января 1966 года на острове Кижи был открыт государственный историко-архитектурный музей

993337891641471 января 1966 года на базе уникальных памятников народного деревянного зодчества XVIII-XIX вв. на острове Кижи был открыт государственный историко-архитектурный музей. Первым директором музея был назначен Владимир Иванович Смирнов, военный журналист, ветеран Великой Отечественной войны. При нем были сформированы основные отделы музея, созданы первые экспозиции, начались реставрационные работы.

Для медвежьегорской газеты «Вперед» директор музея В. И. Смирнов, подготовил статью, посвященную организации самостоятельного музея в Заонежье. В статье отмечалось: «Каждый житель Медвежьегорского района должен понимать, что часть всемирной славы Кижей по праву принадлежит природе Заонежья. Нельзя себе представить Кижей без неоглядных лесных далей и водных просторов. Нам должны быть близки и дороги красоты родной северной природы...». Со страниц газеты звучал призыв к содействию в пополнении коллекций музея: «Мы надеемся на вашу помощь в сборе предметов, имеющих научное или художественное значение. … Помогая музею в сборе предметов, … граждане нашей страны участвуют в важном патриотическом деле».

Организация музея на о. Кижи послужила толчком для развития инфраструктуры и благоустройства всего района. Были отремонтированы дороги, связывающие остров с «большой землей», налажено регулярное и частое водное сообщение, жилые дома, расположенные на пути следования пассажирских теплоходов, были отремонтированы. Для сохранения ландшафтного окружения Кижского музея в его охранную зону были включены около 10 населенных пунктов, а также острова, расположенные вдоль восточного и западного побережья Кижского острова.

087560891357Красотой и величием Кижей невозможно не восхищаться. Председатель Карельского отделения Союза архитекторов РСФСР В. П. Орфинский, много лет отдавший изучению народного зодчества Русского Севера в статье для газеты «Комсомолец», вышедшей в феврале 1966 г., сразу после открытия музея, писал: «Кижи! О них создают фильмы. Им отдают дань художники. «Чудом», «сказкой», «стройной поэмой», «песней бунтарской души» называют их поэты. Но самые неожиданные и поэтические эпитеты не способны выразить всего очарования этого замечательного памятника архитектуры».

Сегодня музей-заповедник «Кижи» является одним из интереснейших и уникальных музеев под открытым небом в России. Ансамбль Кижского погоста, который составляет основу музейного собрания, входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно музей посещают около 200 тысяч туристов со всего мира. 

 

 

 

 

71264815913051735Аннотации:

1. Кижский архитектурный ансамбль. 1966 г. О. Кижи Медвежьегорского района. Автор съемки С. А. Майстерман.

2. Корреспондент английской газеты «Морнинг стар» П. Темпест берет интервью у бригадира реставраторов М. К. Мышева. 1966 г. О. Кижи Медвежьегорского района. Автор съемки С. А. Майстерман.

3. Приказ министра культуры Карельской АССР Л. Н. Колмовского от 4 января 1966 г. № 1 об открытии Государственного историко-архитектурного музея «Кижи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Славная страница в истории Кондопожского ЦБК — 50 лет со дня награждения орденом Ленина

520879541358784 января 1971 г. Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат им. С.М. Кирова удостоился высшей государственной награды — ордена Ленина за успехи в выполнении заданий пятилетки (1966-1970 гг.). В этот период комбинату удалось достичь рекордных показателей производства газетной бумаги, повышения скорости работы бумагоделательных машин, обработки сырья, а также роста производительности труда.

Кондопожский ЦБК являлся одним из крупнейших промышленных предприятий в Карелии. Его создание было приоритетной целью развития промышленности региона еще в 1921 г., когда постановлением от 26 апреля СНК РСФСР утвердил необходимость срочной «постройки и оборудования бумажной фабрики, целлюлозной фабрики, деревообрабатывающего завода и центральной электростанции в Кондопоге и на р. Суне». Строительство заводского комплекса началось в первой половине 1920-х гг. и продолжалось до октября 1929 г. До 1935 г. комбинат носил имя первого председателя Карревкома и Кароблисполкома Карельской Трудовой Коммуны Э.А. Гюллинга, но уже весной-осенью (на основании постановления Президиума ЦИК СССР от 27 апреля и приказа Наркомлеса СССР от 5 октября) ему было присвоено имя С.М. Кирова.

В 1966 г. бумажная продукция ЦБК заслужила Государственный знак качества, причем на торжественных и официальных мероприятиях, в печати и на телевидении неоднократно подчеркивалось, что «кондопожская газетная бумага — самая лучшая бумага в стране, кроме того она и самая дешевая».

11098754363921«Больше продукции, выше качество, меньше затрат!» - известный с советских времен лозунг социалистического соревнования кондопожских бумажников.

 

Аннотации:
1) Кондопожская бумажная фабрика. г. Кондопога. 1929 г. Автор съемки не установлен.
2) Машинный зал на Кондопожской бумфабрике. г. Кондопога. 1936 г. Автор съемки не установлен.

 

 

 

 

 

70 лет со дня открытия кинотеатра «Победа»

1112458943789432234В первый день нового 1951 года в Петрозаводске открылся кинотеатр «Победа». Новое учреждение культуры стало настоящим подарком для жителей столицы Карело-Финской ССР.

На протяжении почти 65 лет жители и гости города Петрозаводска могли наслаждаться просмотром отечественных и зарубежных фильмов в кинотеатре «Победа», здание которого располагается на проспекте Ленина.
Прошло совсем немного времени после освобождения Петрозаводска от оккупации, еще не закончилась война, а 24 октября 1944 года постановлением СНК и ЦК КП (б) Карело-Финской ССР № 760 начальнику Управления кинофикации было поручено к 1 января 1945 года подготовить проектно-сметные материалы, используя типовые проекты, на строительство в г. Петрозаводске кинотеатра на 600 мест.

17 ноября 1944 года состоялось совещание при председателе Совета Народных Комиссаров Карело-Финской ССР П.С. Прокконене об утверждении проекта кинотеатра на 600 мест в г. Петрозаводске (будущего кинотеатра «Победа»), на котором был принят проект архитектора С.И. Якшина. Проект был охарактеризован как хорошо продуманный, функциональный, имеющий компактную схему планировки.
Исполнительным комитетом Петрозаводского городского совета 28 декабря 1944 года было принято решение об отведении под строительство «здания кино» центральной части участка квартала № 61 по проспекту Ленина.

На заседании Архитектурного совета при начальнике Управления по делам архитектуры при СНК КФССР от 3 августа 1945 года проект кинотеатра был одобрен.
Строительство здания началось в 1948 году и велось на протяжении трех лет.

Постановлением Совета Министров КФССР от 16 августа 1950 г. было утверждено штатное расписание будущего кинотеатра «Победа». Общее количество штатных единиц составило 33,7. В штатном расписании наряду с другими присутствовали должности библиотекаря, художника, на отопительный сезон была утверждена ставка истопника-кочегара. Позднее у кинотеатра появился и собственный ансамбль, состоящий из двух скрипачей, виолончелиста, пианиста, двух музыкантов, игравших на бас-кларнете и кларнете, ударника и валторниста.

Событие открытия кинотеатра 1 января 1951 года было освещено в газете «Ленинское знамя». Как отмечал автор статьи, «кинотеатр красив и комфортабелен внутри. На первом этаже расположен большой концертный зал с эстрадой. Стройные колонны, лепные украшения и красивые люстры делают его приятным местом отдыха. На втором этаже находится зрительный зал на 600 человек».

В день открытия кинотеатр посетило свыше двух тысяч зрителей. Чувства всех присутствующих выразил известный композитор Гельмер-Райнер Нестерович Синисало: «Чудесный кинотеатр! Такого Петрозаводск еще не имел. Это настоящий дворец культуры, достойный сталинской эпохи». Первым фильмом, демонстрировавшимся на экране кинотеатра «Победа», стала цветная картина режиссера А.Б. Столпера «Далеко от Москвы», удостоенная в 1951 году Сталинской премии 1-й степени. Фильм повествовал о героическом труде строителей нефтепровода на Дальнем Востоке в начале Великой Отечественной войны.

Со статьей «Чудесный кинотеатр! Такого Петрозаводск еще не имел...» можно ознакомится на сайте интернет-журнала «Лицей».

1 января 1951 г. в Петрозаводске открылась республиканская больница

99903764819735Великая Отечественная война нанесла огромный ущерб здравоохранению Карелии. После восстановления основных медучреждений в первые послевоенные годы Совет Министров СССР для повышения качества медицинской помощи населению и улучшения в организации здравоохранения в 1949 г. предписал регионам систематизировать и унифицировать сеть учреждений здравоохранения.

18 ноября 1950 г. Совет Министров Карело-Финской ССР утвердил проект Министерства здравоохранения республики и исполкома Петрозаводского горсовета о реорганизации сети медицинских учреждений республиканского значения, размещенных в Петрозаводске, в т.ч. о создании республиканской больницы.

1 января 1951 г. на базе хирургической и физиотерапевтической лечебниц Петрозаводска, Республиканского онкологического диспансера и поликлиники Министерства здравоохранения КФССР была открыта республиканская больница на 250 коек. Главным врачом республиканской больницы стал хирург Василий Александрович Баранов, имя которого присвоено больнице в 1979 г. Первые годы больница размещалась в зданиях на улицах Кирова и Куйбышева. В 1956 г. был построен и введен в строй первый (хирургический) корпус больницы на ул. Высотной. В последующие годы строительство новых корпусов продолжилось. Больница разрасталась, появлялись новые отделения, учреждение оснащалось передовой медицинской техникой и аппаратурой.

Сегодня Республиканская больница им. В. А. Баранова – многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее специализированную высококвалифицированную медицинскую помощь населению.

 

Top.Mail.Ru