«Я нужен Карелии и своей художественной работой могу быть ей полезным...»
Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения Рагнара Яковлевича Нюстрема. Трагична судьба этого талантливого человека: актера, режиссера, поэта, прозаика.
Рагнар родился 7 сентября 1898 г. в г. Гельсингфорсе. Он был шестым ребенком в семье финского рабочего-металлиста Яакко Нюстрема. С 13 лет начал трудовую деятельность: работал токарем по металлу, кочегаром, был рулевым на флоте. Одновременно Нюстрем учился на театральных курсах и выступал на сцене рабочего любительского театра. В первой опубликованной книге «В кандалах» (1930 г.) Нюстрем рассказывает о своем участии в революционном движении Финляндии, аресте после поражения революции в 1918 г., побеге из каторжной тюрьмы Таммисаари, в которой он должен был провести 12 лет заключения. С 1922 г. жил в СССР, работал корректором в редакции газеты «Вапаус» в Петрограде, учился в ленинградском отделении Коммунистического университета национальных меньшинств Запада, в Гатчинском финском педагогическом техникуме. После переезда в Петрозаводск преподавал в финской 9-летней школе, русском педтехникуме, с 1928 г. стал старшим учителем Карельского егерского батальона.
13 августа 1923 г. на заседании президиума Карельского обкома РКП(б) было признано «принципиально необходимым» организовать в Петрозаводске государственный театр на русском и финском языках. В 1925 г. Нюстрем обратился с письмом «О возможности развертывания финской театральной работы в Петрозаводске» к главному режиссеру театра «Триумф» Б. Бертельсу. В докладной записке Б. Бертельса в Народный комиссариат просвещения АКССР говорится: «Параллельно должны развиваться два театра — русский и финский, причем последний — молодой и неопытный — должен брать навыки своего старшего собрата».
Нюстрем в проспекте трагедии А. Киви «Куллерво», выпущенном к Декаде карельского искусства в Ленинграде (1937 г.), так описывает первые шаги театра: «Наряду с организацией в Петрозаводске, Ухте, Кестеньге и других районах Карелии самостоятельных драматических кружков, работающих на финском языке, встал вопрос о создании национального театра. Первым подготовительным шагом к созданию такого театра явилась организация финской студии при русском государственном драматическом театре в 1924 г. Слушателями этой студии была финская и карельская молодежь, главным образом учащиеся техникумов и средних школ, и актив драматических кружков. Понемногу в студии сконцентрировалась вся национальная драматическая жизнь Петрозаводска...».
Народному комиссариату просвещения было поручено «подыскать лицо соответствующей квалификации для организации финского театра». Задача оказалась не из легких, так как таким лицом мог стать только человек, в совершенстве знающий русский и финский языки. Всем требованиям удовлетворял старший учитель Карельского егерского батальона, поэт, писатель, драматург Рагнар Яковлевич Нюстрем, который и был позднее откомандирован в 1-ю Ленинградскую Государственную театральную студию для подготовки на режиссера национального театра.
После окончания учебы Р. Нюстрем с энтузиазмом приступил к созданию театра. «Много было трудностей при создании театра, — пишет далее Р. Нюстрем, — особенно при подборе кадров… В Ленинграде была организована карельская группа театрального техникума. Весной 1930 года, после окончания первого курса, ученики техникума поехали в Олонецкий район, где встретили сердечный прием и получили хорошую оценку. Были такие эпизоды: после спектакля на сцену взбирались старухи и со слезами на глазах благодарили молодых артистов за виденное ими впервые «представление театра».
В 1932 г. театр показал свою первую большую работу — пьесу В. Киршона «Хлеб» в постановке К.К. Тверского… Имея в своем репертуаре ряд пьес и два концерта, театр отправился летом 1932 года в гастрольную поездку по Ухтинскому и Кестеньгскому районам. В поездке артисты театра не только показывали спектакли, но и читали доклады, выпускали стенные газеты, помогали самодеятельным кружкам. Как отмечает Р. Нюстрем, «работа шла дружно и чрезвычайно плодотворно. К началу зимнего сезона 1932 г. творческий коллектив театра вырос до 32 человек, и театр мог уже поставить пьесу Б.А. Лавренева «Разлом»...» Дата постановки «Разлома» — 15 октября 1932 года — и считается официальным днем рождения театра.
Рагнар Нюстрем поставил также такие спектакли, как «Мальбрук в поход собрался» Я.Э. Виртанена и Л. Луото, «Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского, «Гигантский пульс бьется» Э.Б. Парраса, «Гибель эскадры» А.Е. Корнейчука, «Справедливость», «Красный подъем», «Учитель» Р. Нюстрема и др.
С 1936 г. Р. Нюстрем — член Союза советских писателей Карелии. Автор пьес, представления «Взятие Зимнего дворца», поставленного в Петрозаводске на пл. Свободы (ныне — пл. Кирова), повести «В кандалах» (1930), стихотворений, брошюры «Введение в искусство сцены» (1930), рецензий, статей о театральном искусстве.
Р. Нюстрем писал не только для взрослых, но и для детей: в 1929-1932 гг. в журнале «Кипиня» регулярно появлялись корреспонденции пионера Матти Миттакаава, путешествующего по разным странам и знакомящего ребят с важнейшими политическими событиями. Придумывал приключения Рагнар Руско, под таким псевдонимом в 1920-1930-х гг. работал Р. Нюстрем.
Являясь коммунистом с 1927 г., воспев в своих стихах и пьесах первую страну социализма, Р. Нюстрем сам стал жертвой системы, в 1937 г. был снят с работы, исключен из партии и арестован. «Работая в национальном театре, — говорится в решении партсобрания первичной парторганизации Дома народного творчества от 20 сентября 1937 г., — игнорировал карельский язык и карельскую культуру, ориентировался только на финскую публику, ежедневно был связан (по всем вопросам театра) с врагами народа... Пытался протаскивать в репертуар театра пьесы фашистской Финляндии... Выписывал фашистскую литературу из Финляндии и читал ее артистам нацтеатра».
Находясь в заключении, Р. Нюстрем написал несколько писем в Карельский обком ВКП(б), Комиссию партийного контроля ЦК ВКП(б), Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР, ЦК Союза работников искусства с просьбами о пересмотре дела. Он писал: «Мои основные «судьи» совершенно не знают моей работы. Из горкома и обкома только редкие люди смотрели спектакли, поставленные под моим художественным руководством. Этим людям недостаточно того, что из-за их полного равнодушия в отношении театра он был принужден работать без всякой помощи в прямом смысле слова. Театр выполнял большую работу в таких плохих творческих и материальных условиях, как ни один художественный организм в Советском Союзе. Несмотря на это, у театра есть достижения, которые кажутся изумительными в этих условиях, по определению знатоков театра (из Ленинграда, Москвы)... Я могу, конечно, работать в каком угодно русском театре. Но я считаю, что мое естественное место здесь, как национального советского режиссера. И что я нужен Карелии и своей художественной работой могу быть ей полезным...».
«Говоря о театре, подразумеваю также и себя, ибо я органически слился с театром... Считаю каждую победу театра под моим художественным руководством подарком для страны... Я не умею защищаться, потому что не знаю, против кого мне нужно защищаться. То, что спектакли, без некоторых исключений, производились на финском языке, не может быть признаком буржуазного национализма.. Ведь играет же еврейский театр на еврейском языке, украинский театр — на украинском языке и т. д. ... Как артист я не мог сделать преступление тем, что искренне верил в людей, которым партия доверила высшее руководство. Это большое несчастье, но не преступление. Я же мастер своего дела и могу своей работой принести много пользы Карелии, потому что люблю ее и готов... довести до конца ту художественную работу, которая была моей жизненной целью...».
Обращения режиссера остались без ответа. «За проведение буржуазно-националистической практики, контрреволюционную деятельность» 20 ноября 1937 г. Р.Я. Нюстрем был приговорен к 10 годам лишения свободы, находился в Каргопольлаге, БАМлаге, 12 декабря 1939 г. умер в г. Чите.
В 1970 г. работники архива Карельского обкома КПСС ходатайствовали о реабилитации Р. Нюстрема в партийном отношении. В справке парткомиссии говорится: «Военная прокуратура установила, что Нюстрем был осужден необоснованно, в его действиях никакой антисоветской деятельности не было. Определением военного трибунала Северного военного округа от 7 мая 1956 г. решение тройки НКВД КАССР от 20 ноября 1937 г. в отношении Нюстрема Р.Я. отменено и дело о нем за отсутствием состава преступления прекращено». 7 мая 1970 г. Карельский обком КПСС постановил считать Р. Нюстрема полностью реабилитированным.
В личном фонде Р.Я. Нюстрема, находящемся в Национальном архиве, хранятся повесть «В кандалах», стихотворения, письма из заключения, воспоминания о Нюстреме его жены, фотографии.
Один из талантливых учеников Нюстрема, заслуженный деятель искусств РСФСР и народный артист Карельской АССР Суло Туорила в своей автобиографической книге писал о Рагнаре Нюстреме: «Очень талантливый и многосторонне одаренный художник, он был и поэтом, и драматургом, и режиссером, а кроме того, чутким и справедливым человеком. Если мы, выпускники театрального техникума, чего-то и добились в искусстве, то в первую очередь этим обязаны Нюстрему. Его вклад в развитие театрального дела огромен».