25 сентября 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР карельским подпольщицам А.М. Лисициной и М.В. Мелентьевой посмертно присвоено звание «Герой Советского Союза»
В рядах Героев Советского Союза — уроженцев Карелии всего два женских имени: Анна Михайловна Лисицина, 1922 года рождения и Мария Владимировна Мелентьева, 1924 года рождения. Подпольщицы-связные ЦК КП(б) Карело-Финской ССР в июне 1942 г. получили боевое задание проникнуть в оккупированный противником Шелтозерский район. На обратном пути после выполнения задания Анна Лисицина погибла при переправе через р. Свирь. Осенью 1942 г. Мария Мелентьева получила новое задание, была направлена в тыл врага, но арестована финскими оккупантами и расстреляна.
В информации ЦК КП(б) и Верховного Совета КФССР (1943 г.) дается описание боевого подвига девушек:
«15 июня 1942 г. товарищи Мелентьева и Лисицина войсковой разведкой боем были переведены через линию фронта в районе Вознесенья (Ленинградской области) и направились на выполнение боевого задания. Пробыв в Шелтозерском районе в течение месяца, ежечасно рискуя жизнью, Лисицина и Мелентьева полностью выполнили боевое задание.
1. Они создали две явочные квартиры, которые были нами использованы для подпольной работы; 2. Они доставили в ЦК КП(б) финский паспорт и пропуск, в которых мы тогда очень нуждались и никак не могли достать другим путем. Пропуск и паспорт были размножены и используются сейчас нашими подпольщиками, работающими в тылу врага; 3. Они собрали ценные разведывательные данные о войсковых частях, расположении военных объектов, по которым наша авиация производила успешную бомбардировку ряда объектов, а партизанские отряды сделали несколько налетов на комендатуры; 4. Они доставили ценные данные об оккупированном населении...; 5. Они проводили беседы с населением, рассказывали о жизни в Советском Союзе, правду о героических делах Красной Армии, разоблачали лживые измышления финской и немецкой прессы.
Возвращаясь с выполнения задания, тт. Мелентьева и Лисицина по пути к линии фронта должны были переправиться через реку Свирь, к которой они подошли 2 августа 1942 г. Весь день мастерили плот, и в 1 час ночи 3 августа начали на нем форсировать реку. На середине реки плот начал рассыпаться. Девушки решили преодолеть остальную часть реки вплавь. Завязав документы на голове, они бросились в реку. Вода была очень холодной.
Недалеко от берега тов. Лисицина почувствовала, как ноги ее начали сводить судороги и до берега ей не доплыть. Из создавшегося положения было два выхода: или закричать, — тогда с берега на лодках подплывут неприятельские солдаты, спасут ее и заберут, или, пожертвовав своей жизнью, спасти документы и подругу, дав ей возможность уйти к своим. Для героической патриотки выбор был ясен. Захлебываясь, она сказала Мелентьевой, что не доплывет до берега, сейчас утонет, и что в эту минуту «больше всего на свете боится, чтобы не закричать». Успев передать Мелентьевой документы, прикусив себе руку, чтобы не крикнуть, не издав ни звука, Лисицина скрылась под водой. Мелентьевой не удалось ее спасти.
Оставшись одна, тов. Мелентьева с трудом добралась до берега. Ей предстояло пройти еще 23 км по местности, густо насыщенной войсками противника. Пять суток бродила она по лесам и болотам без одежды и без пищи. Ночью сильно мерзла, куталась в мох или прыгала, стараясь согреться. Днем шла к своим, преследуемая тучами комаров, которые до крови жалили непокрытое одеждой тело. На шестые сутки тов. Мелентьева вышла в расположение 276-й стрелковой дивизии (7-й армии) и доложила ЦК КП(б) о выполнении боевого задания.
После лечения в госпитале через какое-то время Мария Мелентьева была вторично послана на выполнение задания по связи с Сегозерским подпольным райкомом КП(б). Проделав труднейший переход, находясь уже в неприятельском тылу, в результате предательства она была обнаружена белофиннами. Окруженная в лесу финскими солдатами, Мария Мелентьева вела огневой бой и, нанося врагу урон, отстреливалась до последней возможности. Схваченная белофиннами, до последней минуты своей жизни товарищ Мелентьева вела себя стойко и мужественно, как верная дочь Родины, и тут же была расстреляна оккупантами...».
Имена Анны Лисициной и Марии Мелентьевой были увековечены в названиях улиц, учебных заведений, судов, в произведениях писателей и поэтов, им установлены памятники и памятные знаки.
Иллюстрация:
1. А.М. Лисицина и М.В. Мелентьева.