Прогулки по Онего
Петрозаводск - город на Онежском озере, поэтому сообщение по воде всегда играло важную роль для его жителей.
Горожане приходили встречать и провожать на пристань сначала парусные суда, привозившие практически все важные для города грузы, а потом и первые пассажирские пароходы. Регулярные пассажирские рейсы из Санкт-Петербурга в Петрозаводск были открыты 150 лет назад, в конце мая 1861 года.
Вскоре пароходы стали не только средством наиболее комфортного и удобного сообщения, но и событием в повседневной жизни города, с одной стороны чем-то самим собой разумеющимся, с другой — привносившим в его размеренное и тихое бытие новых людей, товары, известия из столицы и других городов страны и мира.
Петрозаводчане стали использовать пароходы не только для того, чтобы добраться из одного пункта в другой, но и для отдыха, получения новых ощущений, духовных открытий. Часто поездки на пароходе носили благотворительные цели.
4 августа 1862 года на пароходе Северного пароходства «Геркулес» состоялась поездка к Палеостровскому монастырю, а затем, 15 августа этого же года пароход Петербургско-Волжского пароходства «Петрозаводск» отправился не только в Палеостровский, но и в Клименецкий монастыри.
Эти поездки оказались довольно выгодными — на каждую из прогулок набиралось до 100 пассажиров, заплативших за нее от одного до полутора рублей с человека (для сравнения, проезд до Санкт-Петербурга на пароходе стоил от 4 до 15 рублей в зависимости от класса каюты).
С этого времени поездки богомольцев в монастыри на пароходах стали традиционными для жителей Петрозаводска. Они проводились почти каждую навигацию обычно по престольным праздникам и собирали до 100-200 человек. Большое число паломников объясняется тем, что до монастырей, находившихся на островах Онежского озера, можно было добраться только водным путем.
Клименецкий монастырь был ближе к городу, на дорогу и посещение его храмов обычно тратился день, в Палеостровский же ездили с ночевкой.
Во время поездки на пароходе часто выступали местные хоры певчих или военный оркестр, игравший для пассажиров на обратном пути вальсы, марши, популярные в то время мелодии.
Поначалу средства на такие поездки получали от продажи билетов, но впоследствии пароходы уже нанимались под конкретную, благотворительную цель. Вырученные сборы шли в пользу попечительства детских приютов, окружного правления Российского общества спасания на водах.
Кроме поездок в ближайшие монастыри, любимыми местами для пароходных прогулок были находящиеся неподалеку от города села Соломенное и Ялгуба, а также круговые поездки по Петрозаводской губе до Ивановских островов, находящихся при выходе из Петрозаводской губы в открытое озеро.
Таковой была прогулка на пароходе «Кивач» Петербургско-Петрозаводского пароходства, собравшая около 500 человек. Сбор от нее шел Российскому обществу спасания на водах. Газета «Олонецкие губернские ведомости» от 20 августа 1894 года описывала ее так: ...«Кивач» под опытным управлением своего командира М.И. Текстера... вошел в Ивановские острова, мимо Никольского острова, Шуйнаволоком, причем обогнул всю группу Ивановских островов... Оркестр гремел. Стемнело. Начались танцы. После робких начинаний в 4-6 пар, воодушевивших остальную публику, танцы уже на всех трех рубках происходили самым оживленным образом. «Кивач», с четырех часов дня разукрашенный флагами, теперь опоясался линией разноцветных фонарей. Нашлась на пароходе и ракета, которая эффектно взвилась в воздух, рассыпаясь в вышине разноцветными шарами...».
Пароход шел медленно, чтобы пассажиры могли увидеть панораму вечернего города и ярко освещенной пристани. Бенгальские огни и магний, пожертвованные владельцем аптеки Г.Г. Форштедтом, освещали пароход разными цветами. Прогулка началась в 6 часов вечера и длилась четыре с половиной часа. Прибыль от прогулки составила более 135 рублей.
В Соломенное ездили чаще всего 15 августа (по старому стилю) в день Успения Пресвятой Богородицы, во имя которого был освящен один из приделов соломенского Сретенского храма.
Примечательно было гуляние в пользу петрозаводских приютов на пароходе «Свирь» 25 июня 1895 года до Ялгубы. В этой поездке пассажиров сопровождал военный оркестр под руководством капельмейстера С.М. Карпеля и любительский хор местных служащих. Пароход был предоставлен бесплатно обществом Петербургско-Волжского пароходства.
Любопытно, что шкипер казенного парохода «Казань» инспекции судоходства по Онежскому озеру Пелтонен, хорошо знавший местные условия судоплавания и поэтому сопровождавший в 1890-х годах почти все поездки-гуляния по Онежскому озеру, накануне рейса отправился в Ялгубу, поставил вехи по фарватеру и при помощи местных жителей построил небольшую деревянную пристань. Благодаря этому пароход смог пристать к берегу, а пассажиры сойти на него для отдыха. На берегу были устроены танцы - танцевали в основном местные жители, пришедшие посмотреть на впервые приставший к их берегу большой «петербургский» пароход.
После событий 1917 года традиция прогулок на пароходах была на время забыта. Лишь с середины 1920-х годов появились отдельные рейсы пароходов по выходным и праздничным дням до мест отдыха — пляжа и парка в Песках и Чертова Стула. Туда пассажиров доставляли, как «озерные трамвайчики» - моторные лодки и катера спасательной станции, так и пароходы Северо-Западного пароходства «Рабочий вождь» («Онежец»), «Роза Люксембург», курсировавшие в будни на пригородной линии до Соломенного.
В послевоенные годы на этой линии уже работали суда Беломорско-Онежского пароходства — пароходы «Джамбул», «Вересаев», «Мариуполь», летом в выходные и праздничные дни осуществлявшие рейсы до Чертова Стула, Зимника и Бараньего Берега. С конца 1950-х годов их сменили теплоходы - «Днепро-Буг», «Лермонтов», «Ом-344» и другие.
Были возобновлены и часовые прогулочные рейсы до Ивановских островов на теплоходе «Ладога». «Москвич-172» совершал прогулочные рейсы по Онего и Логмозеру из Соломенного. Рейсы такого рода были массовыми, до 10 в день.
Кроме этого, осуществлялись рейсы выходного дня и в ближние пригороды: Кулмуксу, Суйсарь, Шокшу и Пегрему, главным образом, для сбора грибов и ягод.
В 1960 г. в распоряжение пароходства пришел трехпалубный комфортабельный туристический теплоход «Серго Орджоникидзе». В перерывах между дальними туристическими рейсами на нем, и на сменившем его однотипном «К.Э. Циолковский» вплоть до конца 1970-х годов проводилась полуторачасовая прогулка-экскурсия «Вечерний Петрозаводск».
В 1961 г. на петрозаводской пристани впервые появились 5 новых, построенных в Петрозаводске, катеров-такси на 5 пассажирских мест. На них можно было прокатиться по Петрозаводской губе до Бараньего Берега, Зимника, Чертова Стула, Соломенного или аэропорта. Цена за проезд была фиксированной - 1 руб. 50 коп. К сожалению, это нововведение оказалось убыточным, и катера проработали недолго, до 1963 года.
В этом же году в водах Петрозаводска появилось и первое скоростное судно «Ракета-10», на которой можно было не только за два с небольшим часа съездить до Вознесенья, но и в выходные осуществить прогулку по акватории Петрозаводской губы.
В 1964 г. «Ракету» сменило более современное скоростное судно на подводных крыльях «Метеор-23». На нем и на других пришедших впоследствии «Метеорах» и «Кометах» осуществлялись не только транспортные, но и ежедневные 30-минутные прогулочные рейсы.
В 1985 году пароходством был принят в эксплуатацию небольшой озерный теплоход «Московский-2», который стал осуществлять рейсы на внутригородской линии до Зимника и Бараньего берега и прогулочные рейсы по Петрозаводской губе. Обычно прогулки на них шли вдоль городской черты с поворотом около Лойострова, чтобы отдыхающие могли осмотреть вид города, раскинувшегося на террасах вдоль губы. Теплоходики этого типа долгие годы обслуживали прогулочную линию и ушли с нее не так давно, в 2009 году.
В навигацию прошлого года на прогулочных рейсах в Петрозаводске уже работали только небольшие суда, принадлежащие частным предпринимателям, в том числе и деревянные, построенные на карельских верфях.
Ведущий специалист Национального архива РК
А.С. Соколов
Опубликовано в газете «Курьер Карелии», 2011, 28 апреля.